Как же правильно выбрать мясо и не ошибиться при выборе, чтобы потом не возвращаться в то место где совершали покупку, и не испытывать неприятных ощущения при возврате. Как не пожалеть о покупке?
Самое главное это покупать мясо только в местах организованной торговли – магазины, рынки, супермаркеты. Откажитесь от покупки мяса на улице с капотов автомобилей, с ящиков, самовольно установленных столов и других мест неустановленной торговли. За ценой немного отличающейся от магазинов и рынков может скрываться мясо, зараженное паразитарными заболеваниями (эхинококкоз, трихинеллез), а также возможно и какими то инфекционными заболеваниями (лептоспироз, бруцеллез, сибирская язва). Выгоды от такой покупки вы не получите, но риск заразиться очень неприятными заболеваниями огромен.
Итак, первое на что необходимо сразу обратить внимание это на внешний вид и запах. Запах у мяса должен быть специфический, свойственный сырому мясу. Посторонние запахи, такие как кислые, затхлые, слабогнилостные должны отсутствовать. Свежее мясо имеет корочку подсыхания бледно-розового или бледно-красного цвета (ГОСТ 7269-79 Мясо. Методы отбора образцов и органолептические методы определения свежести).
Охлажденное мясо должно храниться в холодильных витринах (прилавках) при температуре от 0ºС до +4ºС, а замороженное мясо при температуре не выше минус 12ºС. Такая температура хранения мяса должна соблюдаться до окончания срока годности. Несоблюдение температурных режимов хранения мяса приводит к быстрому развитию патогенной микрофлоры, которая вызывает порчу продуктов мяса и как следствие может вызвать развитие кишечных расстройств. Не допустимо хранение мяса при температуре окружающей среды магазина или рынка (например на холодильниках)
Второе это маркировка. Уже не первый год на территории РФ действуют технические регламенты: ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», ТР ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции» обязывающие продавцов в обязательном порядке маркировать реализуемую продукцию, причем каждую единицу товара расфасованную в потребительскую тару и кроме того любую весовую продукцию общей маркировкой расположенной в доступном для покупателя месте. На маркировке обязательно должно быть указано: наименование производителя и его адрес, вид продукции, дата изготовления, условия хранения (температурный режим), срок хранения (реализации). Кроме того, для каждого продукта предусмотрены указания дополнительных элементов маркировке.
А как же дело обстоит в реальности? В Томске появилось достаточное количество магазинов, павильонов реализующих мясо. Но добиться какой либо информации о происхождении мяса почти невозможно. При вопросе, откуда мясо, продавец радостно сообщит вам: «мясо деревенское Кожевниковское». И больше зачастую вы никакой информации не добьетесь. А что с маркировкой? Часто просто на мясе лежит этикетка с ценником, иногда есть указание вида мяса (говядина, свинина, баранина) и части полученные в результате обработки туш (корейка, шея, лопатка, грудинка и т.д.) и все. А вот когда произведен убой, откуда все таки мясо вы не увидите, как не вглядывайтесь в этикетку (ценник). Продавец если уверен в качестве и свежести реализуемой продукции всегда с удовольствием доведет эту информацию для покупателей.
Третье – это наличие ветеринарных сопроводительных документов и оттисков ветеринарных клейм. Мясо после убоя в обязательном порядке подвергается полной ветеринарно-санитарной экспертизе, с выдачей ветеринарных сопроводительных документов формы № 1, 2 или формы № 4. Кроме того, на мясные полутуши, четвертины и субпродукты проставляются овальные оттиски ветеринарных клейм, номера на оттисках клейм должны совпадать с номерами указанными в ветеринарном сопроводительном документе. Ветеринарный сопроводительный документ (оригинал) должен храниться у продавца до полной реализации мяса. Покупатель имеет право потребовать показать ветеринарный сопроводительный документ. В котором, кстати, и будет указано, откуда, все таки мясо.
Не бойтесь потратить лишних 5 минут и качественно подойти к выбору мяса для вашего стола!