Гигантские инвестиции вредят сельскому хозяйству, считает председатель совета кооператива «Семейный капитал» Игорь Белоусов.
По официальным прогнозам Минэкономики России, национальный ВВП в 2016 году сократится на 0,7%. Агентство Moodyʼs уверяет, что на 1,5%, а эксперты Еврокомиссии предрекают РФ сокращение внутреннего валового продукта минимум на 3,7%.
В то же время в Минсельхозе уверены, что рост аграрно-промышленного комплекса составит не менее 3-5% ВВП, поскольку в 2015 году наблюдался небывалый прирост инвестиций и выработки по ряду позиций. По данным ведомства, в 2015 году российские аграрии собрали рекордные урожаи зерновых, бобовых культур и овощей. Объем инвестиций будет увеличиваться и составит порядка 700-800 млрд рублей по краткосрочным кредитам и 300-350 млрд рублей — по длинным инвестициям. Бюджетная поддержка отрасли увеличится более чем в полтора раза — на 2016 год на эти цели заложено почти 237 млрд рублей.
О том, как выживает сельское хозяйство в условиях экономического кризиса и продуктового эмбарго, рассказал председатель совета кооператива «Семейный капитал» Игорь Белоусов.
— Игорь Николаевич, в последнее время аналитики отмечают высокий интерес к сельскохозяйственной отрасли со стороны «непрофильных инвесторов». В частности, инвесторов из строительного, лесоперерабатывающего и даже банковского бизнеса Северо-Запада РФ привлекает создание птицеводческих ферм, тепличных, животноводческих комплексов. Неужели программа продовольственной безопасности и введенное эмбарго делают этот вид бизнеса настолько перспективным?
— Я убежден и не устаю повторять, что сельское хозяйство — самый прибыльный вид бизнеса, он должен быть таковым. Производство продовольственных товаров — основа любой экономики. Ведь какие бы потрясения ни случались на внешних рынках, как бы в силу макроэкономических или политических процессов ни колебались биржевые индексы, внутренний рынок продовольствия всегда будет защищен самым мощным неоспоримым фактором — люди всегда будут нуждаться в продуктах питания. А значит, любой производитель таких товаров будет обеспечен рынком сбыта.
— Тем не менее, по утверждениям большинства аналитиков (за исключением, конечно, министра сельского хозяйства Александра Ткачева) наша сельскохозяйственная отрасль остается еще пока очень низкорентабельной и капиталоемкой.
— К сожалению, да. По существу своему, сельское хозяйство — низкорентабельная отрасль экономики. С одной стороны, требуются огромные инвестиции в производство: земля, удобрения, корма, племенная работа, формирование дойного стада, надои, перевозка, упаковка, сбыт — и это только для того, чтобы на прилавках появилось молоко. Естественно, для получения продуктов растениеводства, животноводства, молокопереработки цепочка может быть продолжена. Но, с другой стороны, есть и большие маневры для снижения издержек. При грамотно выстроенной вертикали управления агрокластером сумма производственных затрат может быть в разы снижена, а доход, заложенный в конечный продукт, не став бременем для покупателя, обеспечит не только прибыль, но и инвестиционную составляющую для производителя.
— О создании кластеров в России говорят уже не один год, но пока эта политика привела только к ряду коррупционных скандалов и не более.
— Если во главу угла ставятся бюджетные деньги. Избыточная государственная поддержка вредна для любого вида предпринимательства. Как бывший советский офицер, впоследствии получивший экономическое образование, как кандидат экономических наук я имел возможность изучить различные модели построения бизнеса. Даже вывел собственную методику, которую презентовал в книге «Технология эффективного построения бизнеса». Рецепт один — вертикальная интеграция и снижение дополнительных накруток на всех промежуточных этапах. Прибыль должна закладываться только в конечный продукт. Именно поэтому главный принцип кооператива «Семейный капитал» — «от зернышка до прилавка». В этом году мы отмечаем 5 лет своей работы. Все знают наше молоко по 20 рублей. Но самое важное, что за эти 5 лет оно не подорожало ни на копейку. Такого результата позволяет достичь кооперация — спасительный выход не только для сельского хозяйства, но и для ряда других отраслей. Кооперация позволила преодолеть послевоенный экономический кризис в большинстве европейских стран; один из самых известных финских молочных брендов — продукт кооперации, который, кстати, мы в ближайшем времени как национальный производитель намерены вытеснить с российского рынка. И, в первую очередь, за счет высокого качества собственной продукции.
— Смело. Но замминистра сельского хозяйства РФ Евгений Громыко в рамках последней выставки «АгроРусь-2015» заявил, что, несмотря на ту ставку, которую делает правительство на этот формат, «кооперативный сектор у нас пока очень слаб и не организован, каждый сам за себя, голос кооператоров еще долго не будет услышан»…
— К сожалению, далеко не все, именующие себя кооператорами, умеют распоряжаться теми возможностями, которые предоставляет эта форма организации. Но кооператив «Семейный капитал» умеет. Наша компания начинала свою деятельность в Петербурге с нуля. Это было пять лет назад. Сегодня мы располагаем активами на 4 млрд рублей, а надои молока в наших хозяйствах составляют 24,6 л на дойную корову. Это даже больше, чем в Краснодарском крае, хотя наши хозяйства преимущественно расположены на Северо-Западе — В Санкт-Петербурге, Ленобласти, Карелии. Число компаний по производству продуктов питания, являющихся пайщиками нашего кооператива, — более трех десятков, а в феврале этого года к нам примкнули такие крупные предприятия, как ОАО «Волховхлеб», ООО «Балт продукт», ООО «Металстройсфера», Всероссийский центр Сертификации «Межрегионтест», ООО «СК Стройтемп», а также ряд предпринимателей, специализирующихся на производстве продуктов питания. Например, теперь в магазинах нашей сети появится мед от ИП Цветков — уважаемого пчеловода Башкирии.
— Получают ли предприятия, входящие в кооператив, государственную поддержку и как ею распоряжаются?
— Да — субсидии в соответствии с региональным и федеральным законодательством. Других форм получения бюджетных средств нет. У нас на этот счет достаточно жесткая позиция. В «Семейном капитале» мы знаем, что сельское хозяйство не только может, но и должно быть прибыльным. Не нужны какие-то гигантские инвестиции — напротив, они вредны. Необходимы грамотный серьезный подход и упорная работа. А без них — сколько денег ни влей — все «не в корову корм будет». Так что мы справляемся своими силами, за счет новых пайщиков расширяемся, обмениваемся технологиями, оптимизируем производственно-сбытовые цепочки.
— Какие преимущества получают предприятия, входящие в состав кооператива?
— Во-первых, мы помогаем производителям решить главную проблему, а именно — вопрос сбыта продукции. Все торговые сети выставляют нереальные для мелкого и среднего предпринимателя пороги объема продукции. Мы же требуем от производителя только честности, то есть высокого качества продукции. Если у предприятия имеются все сертификаты, а его продукт успешно прошел тестирование в лаборатории, которой мы доверяем — мы принимаем его на прилавок. А расширить производство и увеличить объемы мы поможем за счет собственных средств — на то мы и кооператив. С нашей помощью честный предприниматель вполне может превратить семейное предприятие в современный завод.
Но основой нашего кооператива являются рядовые граждане. Без них не было бы ничего. Предприятия, о которых мы говорили выше, продолжали бы простаивать, а продукция не оказалась бы на прилавках в магазинах более чем 50 регионов. Не было бы у нас своей сети магазинов, всех этих почетных наград и серьезных достижений.
— Вступить в кооператив может любой желающий?
— Безусловно, причем вложенные им средства будут не только защищены (потому что любой пайщик автоматически становится собственником имущества кооператива соответственно доле своего участия), но и приумножены в рамках наших сберегательных и накопительных программ.За свое участие наши пайщики получают вознаграждение — до 28,9% годовых на переданную сумму. Цель кооператива — обеспечить своих пайщиков доступными товарами и услугами высочайшего качества. Так что, кроме вознаграждения, членам предоставляется скидка до 18% во всех предприятиях, входящих в кооператив — будь то сеть продовольственных магазинов или автосервис.
— А как выстраиваются ваши взаимоотношения с властями «регионов присутствия»?
— Мы традиционно ведем конструктивный диалог, оказываем взаимную помощь в решении всех возникающих вопросов, нас привлекают к участию с обсуждении комплексных планов развития территорий. Сами посудите — мы приходим в вымирающую деревню — и даем ей надежду на будущее, реанимируем предприятия, создаем рабочие места. В принципе, берем на себя часть работы исполнительной власти.
— Каковы ваши планы по развитию кооператива?
— Мы хотим открыть собственные предприятия во всех отраслях, необходимых рядовому человеку в повседневной жизни. Чтобы пайщик мог не только продукты покупать в своих магазинах, но и стричься в парикмахерской кооператива, ходить в наши аптеки, ездить на наши курорты. Чтобы он мог экономить на каждой покупке — и, тратя деньги, зарабатывал еще больше