Еще никто не смог точно подсчитать каковы обороты совместных покупок онлайн. Некоторые считают, что примерно, около одного миллиарда долларов в год. Согласитесь, довольно крупная цифра получается.
Если посмотреть социальную сеть «ВКонтакте», самый популярный раздел ресурсов на этом сайте – это и есть «Совместные покупки». Тут можно найти около 7 тысяч зарегистрированных сообществ по совместным закупкам . В каждом таком сообществе почти по две с половиной тысяч человек. Тогда, если пренебречь тем, что один человек может быть зарегистрирован в нескольких сообществах одновременно, то общее число участников в сообществах с совместными покупками будет достигать семнадцати с половиной миллионов человек.
Здесь образовалось гигантское сообщество, в котором уже участвуют жители всех городов России. Здесь больше десяти тысяч открытых тем по закупкам. У каждой закупки есть свой период жизни и своя минимальная сумма. В среднем минимальная сумма закупки составляет около тридцати тысяч рублей, что говорит нам о примерном минимальном объеме всех закупок в размере трехсот миллионов рублей и это только по одной социальной сети в текущем режиме, без учета специальных форумов и сайтов.
В регионах нашей страны такого рода специализированных ресурсов для сообществ по коллективному шопингу обнаруживаются все больше и больше. Причем, выглядит это так: максимум из автоматизации процесса есть каталог товаров, далее, все по старинке, то есть в «ручном» режиме.
В связи с этим остаются традиционные риски из эпохи «челноков», где возникает вопрос: можно ли доверять организаторам закупок, ведь могут и мошенники быть среди них? На этот вопрос есть такой ответ: системы совместных покупок составляют рейтинги таких организаторов и недобросовестных вносят в черный список. Это жизнь, и случаи с исчезновениями организаторов с собранными деньгами случаются. По статистике на десять тысяч прошедших закупок шестьдесят восемь были мошенничествами. В свою очередь, следует сообщить, что случаи, когда товар не оплачивается самими конечными заказчиками, встречаются чаще. Что бывает еще чаще? Так это, когда поставщики ошибаются при формировании партий и присылают пересорт.
Так же к ряду вышеперечисленных проблем можно добавить еще десяток существенных недостатков «ручных» сервисов:
1. Организация закупки в объеме ограниченна из-за сложности сбора участников каждым отдельно взятым организатором;
2. Как следствие – это небольшие объемы заказов, которые не позволяют организатору выйти на производителя и получить значительные скидки;
3. Ограниченный ассортимент. Обычно это инфо-продукты и одежда;
4. Форумы служат полем для деятельности организаторов складчин, где ресурс не несет ответственности за действия инициаторов. Возможность мошенничества со стороны организатора не исключается, как в форме кражи собранных средств, так и в виде завышения каталожных цен;
5. С покупателя/заказчика берется организационный сбор и оплата за доставку;
6. При оптовой закупке поставщик может оставить за собой право предоставить товар, отличающийся по цветам и размерам;
7. Организатор — это посредник, часто заявляет, что не несет никакой ответственности ни за полученный товар, ни за сам факт его получения;
8. Расчет может проводиться неофициально, без подтверждающих документов, таких как товарный чек, расписка и т. п. Все отношения строятся только на доверии между организатором и участниками закупки.
9. Многие организаторы фактически занимаются незаконной предпринимательской деятельностью (предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность), если скрывают свои доходы от государства и не оплачивают налоги.
10. Ожидание товара может составить от нескольких дней до нескольких недель.
Чтобы нивелировать данные недостатки, например, компания «Складчина», пошла по другому пути и организовала свою электронную площадку для совестных покупок в секторе В2С.
Сервис устроен в виде редукциона, где происходит снижение цены руками самих покупателей в онлайн-режиме. То есть, организовываясь для выкупа оптовой партии, каждый покупатель, выкупая свой минимальный заказ, одновременно с выкупом понижает стоимость товара до оптовой. Каждый новый участник снижает цену от стартовой к финишной, где последняя может быть равна дилерской.
Кроме того, сервис полностью автоматизирован и предлагает систему предварительных заказов, бронирование, систему оповещения участников, торговый онлайн-модуль для закупок, систему организации складчиков и бесплатную доставку. Торги могут проходить в любом городе. Насколько известно от самой компании, сервис «Складчина» прошел первый этап тестирования модели в московском регионе и в 2016 году начал региональную экспансию с продовольственными товарами и бытовой химией.
Сама идеология сервиса, которая выглядит как борьба с паразитическими (лишними) коммерческими структурами может найти поддержку у российского потребителя товаров и услуг, что обеспечит быстрое развитие сервису и предложенной форме покупок.
Товарная электронная площадка для физических и юридических лиц, где торги осуществляются по принципу редукциона (торги на понижение).
Площадкой выставляется оптовое товарное предложение (ЛОТ), который делиться на несколько частей (БИД). Каждый из покупателей выкупает интересующий объем в онлайн-режиме, формируя таким образом оптовый пул. Оптовый заказ каждому из покупателей дает оптовый выигрыш, который позволяет совершить розничную покупку по цене крупного опта.
Процесс торгов полностью автоматизирован. На редукционе есть предварительный заказ, бронирование и система оповещения. Для ускорения процесса формирования ЛОТа действует форум (ВЕЧЕ), где каждый из участников может найти компаньонов по интересующему товару.
На витрине площадки представлены продукты питания, товары личной гигиены, бытовую химию, товары для детей и многое другое.