В результате деятельности проекта Общероссийского народного фронта «За честные закупки» томские госкомпании и органы власти стали оперативно реагировать на сигналы «фронтовиков», связанные с неэффективным расходованием бюджетных средств при покупке дорогостоящих автомобилей, отметили в региональном отделении ОНФ в Томской области.
Проект «За честные закупки» работает в регионе чуть более года, и за это время активистам удалось предать огласке, а порой и предотвратить немало случаев нерачительного расходования бюджетных средств, неэффективных трат и расточительства. Так, в октябре-ноябре 2014 г. томские общественники обратили внимание на госзакупки за бюджетный счет дорогих автомобилей сразу тремя государственными компаниями. Региональный филиал «Ростелекома» приобрел внедорожник Toyota Land Cruiser Prado за 2,5 млн руб., а Кожевниковское ДРСУ – Nissan Pathfinder High за 1,9 млн руб. Эти закупки отменены не были, в отличие от аукциона на приобретение областным ДРСУ внедорожника Toyota Land Cruiser Prado стоимостью 2,8 млн руб.
В течение года после обнародования данных фактов и до недавнего времени «фронтовики» не зафиксировали в Томской области ни одной попытки закупок за бюджетные деньги дорогостоящих автомобилей со стороны органов власти или госкомпаний и учреждений. В конце 2015 г. активисты томского отделения ОНФ обратили внимание на закупку дорогостоящего автомобиля АО «Единый расчетно-кассовый центр» (ЕРКЦ) города Северска (доля участия государства в уставном капитале общества превышает 50%). В требованиях к автомобилю Hyundai i40 за 1 млн 140 тыс. руб. предусмотрено все для комфортабельного передвижения: панель приборов Supervision с монохромным дисплеем, Bluetooth с системой распознавания голоса, двухзонный климат-контроль с функцией антизапотевания лобового стекла, круиз-контроль с ограничителем скорости с управлением на руле.
«Это одна из самых дорогих закупок бизнес-седанов в Томской области за 2015 г. среди закупок автомобилей органами местного самоуправления и принадлежащими им организациями, – отметил региональный координатор проекта ОНФ «За честные закупки» Константин Юденко. – Безусловно, коммерческая организация самостоятельно может распоряжаться своей прибылью, которая по итогам предыдущего года составила 209 тыс. руб. Но сегодня, когда тарифы за ЖКУ для населения растут, организация, которая осуществляет сбор средств за эти услуги, должна внимательнее отнестись к своим закупкам».
«Фронтовики» направили обращения к руководству северского расчетного центра и в администрацию ЗАТО «Северск», но покупка иномарки все-таки состоялась, поэтому в наступившем году активисты ОНФ возьмут на особый контроль закупочную деятельность данного заказчика.
Одновременно в конце декабря 2015 г. в поле зрения общественников попала закупка иногороднего филиала одного из томских вузов, который, согласно договору, получил в аренду сроком на 11 месяцев подержанный автомобиль Peugeot Partner 2013 года выпуска. Как сообщил заместитель регионального координатора проекта ОНФ «За честные закупки» в Томской области Павел Исаев, единственного поставщика данного автомобиля вуз определил самостоятельно. Аренда иномарки обошлась в 572 тыс. руб. Однако средняя стоимость автомобиля данной марки и года выпуска на автомобильных порталах «Дром.ру» и «Авито.ру» составляет 500–550 тыс. руб. У активистов ОНФ возник вопрос, зачем тратить деньги на аренду, если за такие же средства можно купить данный автомобиль. В январе 2016 г. общественники подготовили и направили по данному факту обращение в прокуратуру.
Северск Томской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.