Возникший через несколько лет после дворянского Императорского Санкт-Петербургского яхт-клуба Санкт-Петербургский Речной яхт-клуб профсоюзов имеет все основания и моральное право считаться первым спортивным яхтенным Клубом России. Именно он открыл двери в парусный мир для широких слоев населения, при нем были организованы первые Мореходные классы, которые готовили специалистов для судов торгового флота, а также корабельных и шлюпочных мастеров, впоследствии преобразованные в морские отряды Всеобуча для обучения молодежи военно-морскому делу и парусному спорту. На протяжении всей своей истории, независимо от политического строя и названия, обучение морскому делу при Речном яхт-клубе всегда оставалось бесплатным. И вплоть до Олимпиады 1980 года петербургский Центральный яхт-клуб был основным и самым крупным яхт-клубом страны. Кроме того, долгое время он сохранял за собой репутацию методического центра парусного и буерного спорта, воспитал многих чемпионов.
Из положительных моментов минувшего 2015 года яхтсмены вспоминают нет, не «громкие» победы на мировых регатах и впечатляющие «кругосветки». Вспоминают долгожданное и очень своевременное заявление руководства страны о том, что Петербург вновь станет столицей парусного спорта, хозяином уникальной мировой парусной гонки, которая пройдет по Северному Ледовитому океану и Баренцеву морю. Старт намечен в Петербурге в июне 2016-го. Поклонников парусного спорта ждёт большой праздник, а будущие непосредственные участники события оценивают активы. Первый и самый главный: старейший действующий яхт-клуб страны, бывший Центральный яхт-клуб профсоюзов – родина российского яхтенного спорта.
Весь 20 век парусный клуб – это не только яхты, но и буеры, ставшие здешним символом. Если история спорта кому-то покажется несущественной, нетрудно напомнить факты более пронзительные. Именно буер был защитником и мотором Дороги жизни. Именно буеры доставили в блокадный Ленинград первые тонны хлеба. Буер – не полуторка. 35 километров Дороги жизни под хорошим ветром он преодолевал всего за 20 минут. Был неуязвим для немецкой авиации и часто использовался для высадки десанта в тыл врага. Об этом не раз вспоминали после войны ветераны-спортсмены.
Среди реликвий – портрет Сергея Ивановича Ухина, гениального гонщика, одинаково успешно выступавшего в соревнованиях яхт любых типов и не менее гениального конструктора. В блокадном городе, умирающий от дистрофии Ухин спас от уничтожения несколько яхт и швертботов, на которых он после завоюет не одну золотую медаль, и с которых после войны возродится ленинградский парусный спорт. С.И. Ухин, оставаясь действующим яхтсменом, активно участвовал в работе Всесоюзной парусной федерации и был одним из идеологов политики развития спортивного судостроения в СССР. 12 лет он возглавлял правление старейшей спортивной организации России – Центрального яхт-клуба, четыре десятилетия был председателем городской технической комиссии. Судья всесоюзной категории С.И. Ухин не раз возглавлял судейские коллегии чемпионатов СССР по буеру, «Кубка Балтики» и «Кубка Волги», входил в состав судейской бригады олимпийской регаты 1980 года, был главным мерителем многих чемпионатов и первенств.
Впечатляет спортивное долголетие Сергея Ивановича. В гонках швертботов класса «М» он выступал до 56-летнего возраста, редко уступая первенство своим куда более молодым соперникам. Завершающим аккордом гоночной карьеры С.И. Ухина стала золотая медаль чемпиона СССР, выигранная в 1966 году на яхте, построенной по его проекту на Ленинградской судоверфи все того же Центрального яхт-клуба. Этот чемпионат был последним в истории самого массового в стране класса яхт, а проект «Спутник-2«бис» стал вершиной его технического развития.
В далеком 1934 году 22-х летний Сергей Ухин стал командиром одной из самых крупных яхт своего времени – двухмачтовой шхуны «Большевик». С момента создания Всесоюзного спортивного общества «Водник» он стал председателем совета яхт-клуба с одноименным названием, и занявшего территорию бывшего Императорского яхт-клуба. Завершение учебы в Ленинградском мореходном училище вынудило С.И. Ухина некоторое время плавать на судах торгового флота. Но уже в 1935 году навсегда оставил профессию моряка. Сергей Иванович добился выделения средств на увеличение спортивного флота яхт-клуба «Водник», довел число членов секции до 180 чел. В 1937 году он вышел абсолютным победителем гонок яхт и швертботов на «Первенство четырех морей»: Азовского, Балтийского, Белого и Черного, в тот год фактически заменившее чемпионат СССР.
В 1938 году Сергею Ухину сделали лестное предложение стать капитаном лучшей гоночной яхты Ленинграда – тендера «Рабочий» (б. «Орион»). С этого года его парусная биография неразрывно связана с Центральным яхт-клубом профсоюзов, к тому времени уже освоившим новую для себя территорию на Петровском острове с богато отделанным зданием бывшей дачи управляющего заводами фирмы Нобеля.
Управление «Рабочим», с его многочисленным экипажем, огромными крыльями парусов, сложной системой такелажа, с предельной для плавания по Невской губе осадкой требовало от капитана яхты особых качеств. Сергей Ухин с этой задачей справлялся блестяще. За три предвоенных года «Рабочий» выиграл добрый десяток гонок, включая ежегодную 300-мильную гонку. Этот почетный серебряный трофей, чудом уцелевшее наследие Речного яхт-клуба, и ныне украшает кают-компанию яхт-клуба.
Всесоюзный комитет по делам физической культуре и спорту поручил С.И. Ухину совместно с И.П.Матвеевым разработать программу подготовки спортсменов-парусников. Такой документ, ставший первой государственной программой в парусном спорте, был подготовлен в кратчайшие сроки и издан массовым тиражом отдельной брошюрой. До начала войны С.И. Ухин успел разработать и представить на всесоюзный конкурс несколько собственных проекта яхт и швертботов, два из которых (М-20 и Р-30) получили первые премии в своих номинациях.
Прообраз будущей детской спортивной парусной школы С.И.Ухин организовал при Городском дворце пионеров на Невском проспекте, практику ребята проходили все там же – на Петровской косе. Ухин сам же и проводил занятия с детьми. Занятия не простые, заход в «ковш» яхт-клуба требовал огромных усилий и умения от юных спортсменов из-за особенностей течения, приходилось идти против него. Частенько «малышей» затаскивали катерами. В числе первых слушателей парусного кружка были пережившие блокаду школьники - будущие чемпионы Советского Союза Борис Ильин, Вячеслав Попель, Лев Виноградов.
На швертботах класса «М», построенных по проекту Ухина, становятся чемпионами СССР ленинградцы Борис Лалыко (дважды) и Градислава Суник (трижды). На лед Финского залива выходит первый в стране буер его конструкции с жестким аэродинамическим крылом. В начале 50-х годов технической комиссией Всесоюзной секции парусного спорта разработаны и выпущены правила постройки яхт международных олимпийских классов «Дракон», «R-5,5», «Звездный», «Финн», «Летучий голландец», организовано их серийное производство на верфях Ленинграда и Таллина. Одна из первых отечественных яхт «5,5-метрового» класса была построена по проекту С.И. Ухина на Ленинградской судоверфи яхт-клуба профсоюзов.
Министерство морского флота СССР, в штате которого Сергей Иванович находился, откомандировало его на несколько лет в Финляндию для организации строительства на верфях северной страны современных морских судов разного назначения по заказам Советского правительства. В этот период С.И. Ухин не только активно ходил на яхте в хельсинском яхт-клубе HSS, но и сумел убедить руководство Минморфлота в необходимости постройки для СССР огромного количества парусных судов для учебных, научных и транспортных целей. В течение 15 последующих лет Финляндия поставила в нашу страну 107 трехмачтовых парусников, ставших не только украшением всех портов от Балтики до Тихого океана, но и принесших немалую пользу отечественной науке, морскому образованию, экономике. Корабли науки «Заря», «Визе», «Шокальский», учебные парусники «Кропоткин», «Сириус», «Кодор» и другие стали визитной карточкой Советского государства во всех уголках планеты.
По возвращению в Ленинград Сергей Иванович был избран председателем Правления Центрального яхт-клуба и занимал почетный пост в течение 12 лет. Именно в те годы, когда правление возглавлял С.И. Ухин, директором был А.В. Курышев, Центральный яхт-клуб достиг наивысшей точки своего развития. Кстати, заслуженный тренер РСФСР Д.Н. Коровельский начинал свой большой путь в парусном спорте матросом на яхте «Большевик» у капитана С.И. Ухина и всегда называл его своим единственным учителем. Неоднократная чемпионка СССР Г.Д. Суник также считала, что всеми достижениями в спорте обязана своему наставнику и создателю лучших в стране проектов гоночных швертботов С.И. Ухину.
В последние годы жизни С.И. Ухина, каждый день встречая его в Речном яхт-клубе, мало кто помнил, и уж точно не вспоминает сейчас, что без участия этого пожилого, слегка сутулого мужчины, не были бы построены прекрасные гранитные набережные, великолепный слип, просторные эллинги и мастерские, что тридцать лет работающие судовые подъемные краны в трех яхт-клубах города, обязаны своим появлением ему, что десятки яхт класса «Л-6» до сего времени находятся в строю еще и потому, что в свое время Ленинградская судоверфь яхт-клуба профсоюзов использовала при их строительстве строго фондированные ценные породы дерева, дефицитные металлы, получать которые могла только через крупные судостроительные заводы, с помощью своего влиятельного покровителя.
Центральный яхт-клуб профсоюзов, как продолжают его называть в народе, - уникальное место. Его традиции невозможно сломать в одночасье. Здесь всегда пахнет теплой стружкой, по берегу вальяжно прогуливаются сытые и расслабленные коты, капитаны своими руками ремонтируют яхты построенные в середине прошлого века. Петербургский речной клуб профсоюзов – единственный в своем роде. Но главное достоинство этого места в том, что оно общедоступное. Приходи, занимайся. Сначала ремонтом яхт. Потом отправят на воду. Потом предложат получить специальность рулевого.
Но участок Петровской косы, на котором расположен яхт-клуб, нуждается в благоустройстве и развитии.
Это старейший действующий клуб в стране. Подумать только, тот самый Шаляпин вступил в него, когда клубу уже перевалило за 50. Задуманный в 1860-х как всесословный, он ни дня не был элитным. То есть крепостное право в России отменят только три года спустя, а первый яхт-клуб уже заверяет в императорской администрации свой Устав, предполагающий членство широких масс.
Интересно, что в 1918 году флаг речного клуба послужил прообразом флага независимой Финляндии. И сегодняшним яхтсменам, приходящим в Котку и Хельсинки, оказывают особый прием. А в Петербурге особенность клуба ограничена тем, что это последняя цитадель доступного яхтинга. Действительно, из 9-ти клубов города, которые разбросаны от ЦПКиО до южного берега, из общедоступных сохранился только этот.
За плечами - участие в 16-и Олимпийских играх, десятки чемпионатов и регат, прообраз финского флага, регаты в полуголодном Петрограде, яхтсмены-диверсанты, получавшие задание персонально от Георгия Жукова, буеры на Дороге жизни, послевоенные победы олимпийцев – все это звенья одной цепи, разорвать которую очень и очень непросто.