Аналитик АО «Открытие Брокер» Андрей Кочетков принял участие в онлайн-конференции на портале Finam.ru на тему: «Российский валютный рынок: без паники». По его мнению, после снижения до «зоны предельной терпимости» в районе $30-35 за баррель, цены на нефть могут постепенно восстановиться до $50-60. При этом по мере повышения цен на сырьё и снижения зависимости экономики от экспорта нефти валютный курс рубля будет укрепляться.
В конце года рубль вновь отправился покорять годовые минимумы. С тех пор, как Центробанк отпустил российскую валюту в свободное плавание, её курс стал определяться, прежде всего, конъюнктурой на рынке нефти. Очередной виток девальвации аналитики связывают с падением котировок «чёрного золота» на ожиданиях повышения ставки ФРС.
Текущие уровни цен на нефть кажутся терпимыми для большинства добывающих стран, отмечает аналитик «Открытие Брокер» Андрей Кочетков: «Впрочем, уже сегодня можно говорить о том, что многие проекты в Канаде, Эквадоре, Венесуэле и США стали убыточными. Тем не менее, загрузка хранилищ очень высокая и без существенного изменения баланса на рынке ждать разворота графика нефти нельзя. На мой взгляд, зона предельной терпимости находится в диапазоне $30-35 за баррель. По мере достижения этих значений баланс начнет резко выправляться». Г-н Кочетков допускает, что после возможной коррекции в 1-2 квартале 2016 г. возможно постепенное восстановление котировок нефти до $50-60.
Впрочем, курс рубля определяет не только стоимость нефти, но и политика Банка России. «Экономика не на все 90-100% зависит от «чёрного золота», как, например, у Саудовской Аравии, – утверждает г-н Кочетков. – На курс рубля также оказывает влияние политика ЦБ. Достаточно вспомнить ситуацию начала года, когда одной из наиболее эффективных стратегий стала покупка ОФЗ. Если инфляция продолжит замедляться, то в 2016 году есть смысл вновь вспомнить об этом. Кроме того, можно обратить внимание, что в последние месяцы рублёвая цена на нефть также снижается благодаря действиям ЦБ РФ, который ограничивает рублёвую ликвидность. В условиях, когда регулятор отказался от валютных интервенций, данный механизм становится одним из главных инструментов влияния на курс. Сдерживая ослабление рубля, ЦБ РФ также сдерживает темпы инфляции, что мы и наблюдаем на текущем отрезке».
Резкого изменения курса рубля к доллару в обозримой перспективе не произойдёт, прогнозирует г-н Кочетков: «Абсолютно жёсткой привязки курса к нефти нет, поэтому и подобный курс ($20 за баррель и 150 руб. за доллар – прим.) вряд ли окажется возможным. Более того, это будет означать полный провал политики ЦБ по сдерживанию инфляции».
Говоря о стратегиях на 2016 год, г-н Кочетков отметил, что диверсификация инвестиций в валюты должна присутствовать изначально, а не использоваться от случая к случаю: «Однозначно нельзя говорить о том, что сегодня лучший момент для конвертации рублевых средств в валюту. Такой момент был в апреле-мае, когда курс находился возле 50 рублей за доллар. Поэтому, если и вкладываться в иные валюты, то делать это стоит без фанатизма».
Для российского бюджета 2016 год может оказаться столь же сложным, как и уходящий, полагает г-н Кочетков: «Одно можно утверждать с высокой вероятностью, что объём внешних долговых выплат будет сильно ниже, чем в 2015 году. Поэтому данный фактор можно убрать из оценки курса на будущий год. Многое будет определяться успехами программы замещения импорта, что также обеспечит экономический рост и дополнительные доходы в бюджет. Соответственно, если доля нефти в формировании федеральных доходов продолжит снижаться, то её влияние на курс будет ослабевать. И, кстати, если цена на нефть немного восстановится, тогда 63 рубля за доллар также станут реальными». При этом, отмечает г-н Кочетков, по мере замещения импорта влияние цены на нефть в рублях на бюджет будет ослабевать.