Завершился проект комплексной автоматизации аэропорта «Махачкала», который длился около года. ГК «Гэндальф» создала в аэропорту единую информационную систему, охватившую службы производственно-диспетчерского сопровождения полетов, производственно-диспетчерского обслуживания, технического и наземного обслуживания, службы организации перевозок, грузового терминала, а также VIP-залов и медпункта.
Гражданский аэропорт «Махачкала» ежегодно осуществляет обслуживание, прием и отправку более 3 500 воздушных судов по внутренним и международным маршрутам РФ. Годовой пассажирооборот аэропорта уже давно превысил отметку в 500 000 человек и продолжает непрерывно увеличиваться.
В 2014 году аэропорт перешел под управление инвестиционной группы «Нафта». Новой командой был принят план реконструкции аэропорта, включающий реинжиниринг системы управления аэропортовой деятельностью.
Руководству аэропорта нужно было оперативно получать информацию об объеме оказанных авиакомпаниям услуг, о структуре себестоимости каждого вида услуг, включая обеспечение взлета и посадки самолета, авиационной безопасности, стоянки, заправку, ремонтные работы, уборку борта, поставку продуктов питания на борт, перевозку багажа, уборку аэродрома, обслуживание пассажиров в залах и др. Кроме того, аэропорту требовалось регулярно предоставлять в Министерство транспорта РФ, Росавиацию и другие контролирующие органы точную отчетность по услугам.
Было принято решение о создании информационной системы, которая помогла бы повысить точность расчета себестоимости услуг и усилить контроль над затратами предприятия. Оперативно получать информацию об оказании услуг и расшифровывать ее до первичных документов с учетом того, что аэропорт круглосуточно оказывает услуги и формирует акты выполненных работ с авиакомпаниями до отправления самолетов. Также было важно усилить контроль исполнительской дисциплины и сократить временные затраты при выполнении поручений и согласовании решений.
Для внедрения такой системы аэропорт «Махачкала» пригласил компанию «Гэндальф», имеющую успешный опыт автоматизации аэропортов группы компаний «Базэл Аэро» на основе программных продуктов «1С».
Новая информационная система охватила 100 рабочих мест в службах производственно-диспетчерского сопровождения полетов, производственно-диспетчерского обслуживания, технического и наземного обслуживания, службах организации перевозок, грузового терминала, а также VIP-залов и медпункта.
В результате проекта улучшилось планирование закупок аэропорта. Теперь закупки планируются отдельно по каждому подразделению. Все платежи выполняются строго после утверждения заявок на расходование денежных средств, что помогает контролировать соблюдение бюджетов.
В онлайн-режиме доступна актуальная информация о структуре себестоимости по каждому виду услуг в соответствии с требованиями Минтранса РФ. Это помогает руководству контролировать затраты предприятия и принимать меры к их снижению.
Налажен круглосуточный контроль за деятельностью производственных подразделений аэропорта. Исключена задержка авиарейсов, связанная с потерями времени при оформлении документов для авиаперевозчиков.
Усилен контроль над состоянием автотранспорта, появилась возможность своевременно планировать прохождение техосмотров и ремонтов. Выписка и обработка путевых листов, а также заявок на транспортные средства занимает теперь вдвое меньше времени, чем это было ранее. В итоге расходы на обслуживание спецтранспорта сократились на 10%.
Упростилось формирование специализированной отраслевой отчетности, исключены ошибки при ее составлении. Время на подготовку отчетности сократилось с 2-3 недель до 3-5 дней.
Ускорены все процессы, связанные с согласованием и утверждением документов. Время принятия управленческих решений по предоставлению специальных условий по договорам сократилось до нескольких часов. Снижено число ошибок при формировании документов, исключена возможность их утери при передаче между отделами.
Арсен Пирмагомедов, генеральный директор АО «Аэропорт Махачкала» отмечает: «Реализованный проект уникален в части контроля производственных процессов оказания услуг предприятия. Система, созданная на основе программ «1С» и специализированного решения для оперативного учета оказания услуг, разработанного компанией «Гэндальф», дает возможность оперативного сбора, хранения и анализа производственных и финансовых данных, повышает исполнительскую дисциплину сотрудников и обеспечивает построение прозрачной для руководства компании структуры и процессов деятельности. Благодаря стандартизации и унификации бизнес-процессов повышается скорость принятия решений руководителями».