Министерство энергетики Московской области и ПАО «Мосэнергосбыт» подвели первые итоги реализации на территории городского поселения Пушкино Пушкинского муниципального района Московской области пилотного проекта по отработке механизмов привлечения ресурсоснабжающих организаций к стимулированию потребителей к снижению потребления энергетических ресурсов.
Реализация пилотного проекта осуществляется в 2 этапа:
1. Предварительный этап;
2. Этап определения энергетического эффекта.
Всего было разослано 3764 купона, с тремя вариантами скидки: 30% (1311 шт.), 50% (1383 шт.), 70% (1370 шт.). Лампы со скидкой можно было купить в офисе ПАО «Мосэнергосбыт», не более 3 штук на один лицевой счет. Предложение разных размеров скидок было направлено на оценку эффекта от величины предоставляемой скидки, а также определения зависимости того на сколько увеличится вероятность покупки лампы при росте скидки.
Комментируя первые результаты проекта, министр энергетики Московской области Леонид Неганов ответил, что они свидетельствуют о том, что небольшое количество домохозяйств воспользовались возможностью приобретения энергосберегающих светодиодных ламп со скидкой. Такое поведение домохозяйств может быть обусловлено многими факторами: отсутствием времени, трудозатратами на дорогу, новизной и ограниченностью по времени предложения, недоверием населения к подобным проектам с предоставлением скидки и т.д.
«Также очевидно, что получившие скидку 70%, с большей вероятностью использовали ее: количество реализованных купонов со скидкой 70% в два раза больше, чем по другим предложениям вместе взятым. Заинтересовавшиеся, при этом, в среднем купили по три лампочки (максимальное количество), что говорит о важности такой покупки для них» - добавил он.
При сравнении средних показателей видно, что наличие счетчика на воду характеризует группы, реализовавших купоны, и тех, кто их не реализовал, и еще в большей степени - тех, кто пришел, получив предложение о скидке в 30% и 50%. Так, из получивших купоны со скидкой 30% и реализовавших предложение, все 100% имеют приборы учета на воду, хотя в среднем в группе, получивших предложение со скидкой 30% только 16.3% имеют приборы учета на воду. Из получивших купоны на 50% и реализовавших скидку (пришедших и купивших энергосберегающие светодиодные лампы) две трети (67%) имеют прибор учета на воду, хотя в этой группе в среднем только 13% имеют приборы учета на воду. Из получивших купоны на 70% и реализовавших скидку половина (49%) имеют прибор учета на воду, хотя в этой группе в среднем только 22% имеют прибор учета на воду.
Результаты регрессионного анализа показывают следующее.
Во-первых, площадь квартиры статистически значима во всех тестах, при этом оказывает положительное влияние на вероятность покупки энергосберегающих светодиодных ламп. Это можно объяснить тем, что большая площадь квартиры требует большего количества света, поэтому внимание потребителей к предложению, которое может помочь получить потенциальную экономию от энергосберегающих светодиодных ламп, оказалось больше.
Во-вторых, отмечена связь между наличием прибора учета на воду и вероятности приобретения энергосберегающих светодиодных ламп. Выясняется, что наличие прибора учета на воду увеличивает вероятность приобретения энергосберегающих светодиодных ламп на 1,2 процентных пункта. Это говорит о том, что люди установившие приборы учета действительно больше внимания уделяют экономии ресурсов.
В-третьих, размер скидки оказывает заметный эффект на вероятность приобретения энергосберегающих светодиодных ламп: скидка в 70% повышает эту вероятность по сравнению со скидкой в 50% на 1,5 процентных пункта. Между скидками в 30% и 50% статистически отличимого влияния на вероятность приобретения энергосберегающих светодиодных лампы нет.