На современном этапе развития рыночных отношений, одной из причин сдержива-ния экономического развития России является кризис доверия между основными субъектами потребительского рынка: предпринимателями, потребителями и институтами власти. Поэтому вопросы этики бизнеса постепенно выходят на первый план и становятся приоритетными для дальнейшего развития потребительского рынка. К сожалению, наше общество в значительной степени утратило положительный опыт дореволюционного российского предпринимательства. Этот опыт необходимо возрождать и перенимать по-ложительный опыт стран с развитой рыночной экономикой.
Сегодня предприятия стали ориентироваться на выпуск продукции с высоким качеством, высоким уровнем сервисного обслуживания. Все внимание производителей и продавцов сосредоточено на потребностях и желаниях потребителей.
Заработать доверие потребителей, установить добрые взаимоотношения, закрепиться в сознании потребителей в качестве добросовестного производителя - нелегкая, но жизненно необходимая задача каждой кампании, желающей занять достойное место на рынке.
Именно эти мотивы послужили основой для создания первой в Татарстане организации саморегулирования участников потребительского рынка НП «Торговая Гильдия Республики Татарстан».
«Торговая Гильдия Республики Татарстан» была создана в 2004 г. по инициативе Фонда защиты прав потребителей. Одной из уставных целей Гильдии стало формирование этики отношений между бизнесом и потребителями – физическими лицами. Главная задача, поставленная перед Гильдией – это содействие в формировании позитивного имиджа местных производителей товаров и услуг, одного из главных факторов успешного продвижения выпускаемой продукции на рынок.
Высокие стандарты ведения бизнеса, качество товаров и услуг, повышенные обязательства перед потребителями, заключены в девизе Гильдии «Сказано-сделано!». Это необходимо подтверждать ежедневно и важнейшую роль в этом играет Наблюдательный совет, который состоит из представителей органов контролирующих качество товаров и защиту прав потребителей государственных и общественных организаций.
На собрании, посвященном 7-летию со дня образования Гильдии, важнейшим событием стало принятие «Кодекса чести» членами НП «Пермская гильдия добросовестных предприятий». «Кодекс чести» - это повышенный стандарт ведения бизнеса, регулирующий этику отношений между бизнесом с одной стороны, потребителями, органами власти и партнерами по бизнесу – с другой. «Кодекс чести» – это один из основополагающих принципов деятельности организации саморегулирования бизнеса.
За прошедший год Гильдия разработала основные элементы саморегулируемой модели взаимоотношений между предпринимателями и потребителями. Разработаны и применяются на практике этические стандарты, такие как Кодекс Чести Гильдии, критерии членства в объединении, процедура проведения потребительского аудита кандидата
в члены объединения, действует третейский суд.
Система мониторинга потребительского рынка позволяет Гильдии контролировать по-ведение своих членов на потребительском рынке и выполнение ими взятых на себя обязательств по обеспечению качества товаров и услуг. Тем самым приводится в действие механизм, обеспечивающий «прозрачность» членов Гильдии по отношению к потребителям. В то же время, это способствует продвижению на рынке участников системы добросовестного бизнеса и позволяет защищать их от неправомерных претензий потребителей.
Этика бизнеса не ограничивается взаимоотношениями предпринимателей с потребителями и охватывает взаимоотношения предпринимателей с партнёрами по бизнесу, конкурентами, органами власти, и местным сообществом.
Гильдией в 2004 г. проведено 12 семинаров и круглых столов по вопросам этики предпринимательства и хозяйственной деятельности предприятий на потребительском рынке Татарстана.