ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) запустило сервис, позволяющий совершать автоплатежи с лицевого счета мобильного телефона в пользу широкого круга поставщиков услуг: оплата ЖКХ, электроэнергии, Интернета, связи, транспорта, погашение кредитов и т.д. Благодаря новому сервису компания рассчитывает повысить лояльность абонентов, увеличить ARPU и расширить обороты по финансовым продуктам. По мнению экспертов рынка, подобная услуга будет пользоваться достаточно большой популярностью.
Как уверяют в МТС, в большинстве случаев никакой комиссии с абонента, который воспользуется новым автоплатежным сервисом, браться не будет. Стоимость услуги за каждый платеж составит 10 руб.
В новом сервисе можно будет настроить срок оплаты за широкий спектр услуг: "Автоплатеж можно настроить по расписанию: ежедневно, еженедельно, ежемесячно либо в конкретную дату, что удобно, когда известно, в какой именно день важно перевести деньги, например, при оплате кредита. Для своевременной оплаты мобильной связи есть возможность настроить автоплатеж по достижении определенного порога, тогда система будет сама отслеживать баланс абонента и перечислять деньги в случае необходимости", - отмечают в МТС.
По словам представителя МТС, новый сервис позволит оплачивать с лицевого счета мобильного телефона жилищно-коммунальные услуги (ЖКХ), связь, погашать кредиты или совершать благотворительные взносы. В списке получателей платежей, как рассказал он, уже около тысячи компаний, оказывающих услуги по всей стране от Владивостока до Калининграда.
Представитель оператора напомнил, что ранее автоплатежная услуга была доступна абонентам МТС только при оплате услуг связи. "В настоящее время данным сервисом пользуется 5 млн абонентов оператора. За последний год их количество выросло на 20%, - отметил представитель МТС. - С помощью новой услуги компания повышает лояльность абонентов, увеличивает ARPU и расширяет обороты по финансовым продуктам МТС. По статистике оператора, подключение услуги "Автоплатеж" за связь МТС увеличивает средний счет абонента до 10%".
На взгляд финансового аналитика ИХ "Финам" Тимура Нигматуллина, подобная услуга будет пользоваться достаточно большой популярностью. По его словам, практика показывает, что в крупных банках число активных пользователей услуги автоплатежа составляет 10-15% от общего количества зарегистрированных пользователей системы интернет-банка. Как правило, добавил он, это самая лояльная аудитория сервисов.
"На мой взгляд, доля платежей и денежных переводов с помощью денежных средств на балансе мобильного телефона от общего объема рынка электронных платежей - E-Money плюс небанковские платежные терминалы - по итогам 2015 г. составит примерно 2-3%, или 35-50 млрд руб. Резкий рост будет обусловлен как сотрудничеством крупнейших мобильных операторов с разного рода финансовыми сервисами, так и внедрением собственных разработок", - заметил в разговоре с репортером ComNews Тимур Нигматуллин.
Представитель МТС подчеркнул, что среди операторов "большой тройки" компания первой запустила сервис автоплатежей в пользу широкого круга поставщиков услуг.
Однако с ним не согласна пресс-секретарь ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") Анна Айбашева: "Функционал автоплатежа существует под названием "Автооплата" на сайте "ВымпелКома" с 2009 г.".
Ряд партнеров "ВымпелКома", как рассказала она, также организовали функционал регулярных платежей с мобильного счета. "Это компании "Букмейт" и "Звук.ру", "АльфаСтрахование", "Виктория" и др., - добавила Анна Айбашева в беседе с ComNews. - В ближайшее время мы ожидаем предоставления данного сервиса на стороне ряда наших партнеров, специализирующихся на предоставлении услуг широкополосного доступа в Интернет, телевидения и различных сервисов OTT".
По словам представителя ПАО "МегаФон", абонентам важно всегда оставаться на связи, поэтому им удобнее настраивать автоплатежи в адрес своего мобильного счета, а не наоборот. "Сегодня у "МегаФона" почти 5 млн активных пользователей сервиса "Автоплатеж". Ежедневно к сервису подключаются порядка 15 тыс. абонентов", - подчеркнул представитель "МегаФона". Однако он не стал уточнять, позволяет ли сервис компании совершать автоплатежи с лицевого счета мобильного телефона в пользу широкого круга поставщиков услуг.
По мнению руководителя департамента электронной коммерции и финансовых сервисов J'son & Partners Сonsulting Сергея Золкина, автоплатежи являются крайне удобной услугой для своевременного совершения регулярных платежей. В России, как считает Сергей Золкин, данная услуга пока востребована у небольшой часть активных пользователей финансовых сервисов, однако их количество ежегодно значительно увеличивается.
"Как правило, автоплатежи предоставляют либо провайдеры сервиса, например, операторы, для оплаты исключительно своих услуг, либо банки. По оценкам J'son & Partners Consulting, банковскими автоплатежами в 2014 г. пользовалось около 4 млн человек, при этом более 80% оборота формируется за счет переводов, например регулярное погашение кредита или перевод родным, оплаты мобильной связи и платежей за ЖКХ", - рассказал Сергей Золкин репортеру ComNews.
Он добавил, что такой вид услуг является логичным в рамках стремления операторов к развитию и расширению финансовых сервисов. Это дает дополнительный источник доходов и является средством повышения лояльности абонентов за счет расширения возможностей.
На взгляд аналитика ИК "Премьер" Сергея Ильина, в России оплата с помощью мобильного телефона пока не слишком распространена, поэтому перспективность данной услуги сложно оценить.
"Есть люди с корпоративными тарифами, где компания оплачивает определенный лимит по счету мобильного телефона, есть несколько сервисов, которые удобнее оплачивать с телефона, но их не так много. В остальном, если вы пользуетесь услугой постоянно, гораздо проще настроить автоплатеж с банковского счета, тем более что в большинстве случаев банки не берут комиссии за оплату коммунальных и иных подобных платежей", - сказал Сергей Ильин.
Хотя, как уточнил Сергей Ильин, практика показывает, что россияне крайне неохотно пользуются такой услугой в целом, предпочитая контролировать все списания. "Поэтому даже в банках, где давно такая опция существует, ей пользуется не так много людей", - отметил он.