Доходы бюджета, тающие вместе с ценой на нефть, требуют жестких сокращений социальных расходов. Крайние снова пенсионеры, правительство же на крайние меры идти не готово. Последний ход — парадоксальный: не повышать пенсии работающим, то есть тем, кому их не хватает.
Законопроект, который давно обсуждался в кулуарах, в пятницу внесли в Госдуму. Документом предлагается не увеличивать страховую часть пенсии с начала следующего года для работающих пенсионеров. Такими официально будут считать всех, кто в предыдущий год официально работал больше 6 месяцев.
Получается парадоксальная история — пенсии не будут повышать тем, кого ее размер и так не устраивает. Сложно представить себе пенсионера, который продолжает работать ради удовольствия — люди просто не хотят снижения привычного уровня доходов.
С другой стороны, серый рынок труда настолько велик, что значительная часть работающих пенсионеров изменений не почувствуют. В начале октября гендиректор Всероссийского центра уровня жизни Вячеслав Бобков оценивал долю работающих в тени в 25%. Три года за этих граждан никто не платил взносы во внебюджетные фонды.
Пенсионный фонд, по оценке эксперта, потерял на этом около 700 млрд рублей. То есть может назреть еще один парадокс — продолжая работать в серую для сохранения пенсии, россияне начнут обкрадывать сами себя, если конечно, не спровоцируют правительство на радикальную реформу всей пенсионной системы.
Кроме того, правительственный законопроект предлагает на год заморозить нормы, в которых прописан механизм индексации пенсий. До сих пор их ежегодно увеличивали на уровень инфляции. В скорректированном проекте бюджета к концу 2015 года она прогнозируется на уровне в 12,2%.
Пенсии же недавно решили проиндексировать на 4%, будет ли вторая индексация и в каком объеме, станет известно 1 июля, уже говорила куратор соцблока в правительстве вице-премьер Ольга Голодец. Ранее она также отмечала, что суммарная индексация за год может составить и все 12%, если позволит экономическая ситуация.
К тому же в проект бюджета заложены дополнительные доходы, которые получат благодаря изъятию 342,2 млрд пенсионных накоплений. В 2014 году власти таким же образом получили 244 млрд рублей, в 2015-м еще 307,4 млрд рублей. Проще говоря, деньги продолжают идти не в кубышку будущих пенсионеров, а тем, кто уже получает выплаты от государства.
Стареть невыгодно
Еще одна мера, которую предлагало правительство — повышение пенсионного возраста до 65 лет для мужчин и женщин. Мягкий вариант с шестимесячным шагом только за 3 года сэкономил бы 620 млрд рублей, более жесткий с годовым шагом — 1,3 трлн рублей.
Пока даже от этого отказались, ограничившись повышением с 1 июля пенсионного возраста для чиновников — срок госслужбы хотят поднять с 15 до 20 лет. Предельный возраст для госслужащих повысят с 60 до 65 лет, говорится в одобренном правительством законопроекте. Мера позволит сэкономить бюджету лишь 622 млн рублей.
Судя по характеру шагов, которые сейчас предпринимает правительство, очевидно, что они вынужденные, говорит доцент департамента менеджмента НИУ ВШЭ Петербурга Елена Кудрявцева. Похоже других вариантов коррекции бюджета просто не осталось. Однако если в ближайшей перспективе это позволит свести бюджет, то в долгосрочной это говорит о неготовности властей решать вопрос радикально, а другого выхода уже просто не осталось, говорит эксперт о необходимости повышения пенсионного возраста.
"Поступательно повышать пенсионный возраст мы могли начать 3 года назад — хотя бы по полгода за год. Сейчас выходов кроме радикального решения просто не осталось, но вряд ли у властей хватит смелости, — говорит эксперт. — Основная проблема возникнет с теми, кто уже готовится выйти на пенсию, при этом в структуре населения возрастные когорты в 45-55 и 55-65 лет — самые большие. То, что мы придем к этому, было известно и 20 лет назад".
В ходе основных реформ в начале 1990-х стало понятно, что полный переход на трудовые пенсии невозможен в силу дикости рынка труда, говорит экономист. В итоге мы получили пенсионную систему, которая декларируется как трудовая, но по факту остается социальной: пенсионерам по-прежнему платят из денег будущих пенсионеров и за счет бюджета. При этом вливания в пенсионный фонд со стороны государства постоянно растут.
Дефицит распределительной системы будет продолжать расти как минимум по демографическим причинам, солидарен аналитик UFS IC Петр Дашкевич. И если ее сохранять в существующем виде, без увеличения пенсионного возраста не обойтись. Работать нужно и над собираемостью взносов.
Средний трудовой стаж у мужчин в России 35-40 лет, так называемый возраст дожития (столько лет человек живет в статусе пенсионера) — 10-15 лет. У женщин оба параметра совпадают — по 30 лет. Получается, что для достойной пенсии женщины должны отчислять 50% зарплаты, а мужчины — 30%. Повышением пенсионного возраста этот дисбаланс пытаются выровнять — пенсионные годы просто не могут превышать стаж.
Есть и другая проблема советского наследия. Никто, например, не отменяет солидные военные пенсии. "Мы получили советскую структуру получателей, практически ее не изменив, а систему получения средств попытались реформировать, — говорит Елена Кудрявцева. — Проблема в том, что в социальной политике нет приоритетов, всем хотят дать все, а страдают в итоге самые незащищенные — те, кто вышел на пенсию совсем недавно. Это люди, которые потеряли работу в начале 1990-х, как правило, это инженеры, после они работали где попало и далеко не все на приличных должностях".
Дорогу молодым
В итоге получается, что количество работающих пенсионеров будет только расти. Даже прогнозы на уровне правительства говорят о безработице среди молодежи, которая наметится через 5 лет. "Это и дисбаланс рынка труда, и отрыжка неработающей пенсионной системы, когда пенсия воспринимается как прибавка к зарплате", — говорят во ВШЭ.
Менять систему давно пора, но, во-первых, не очень понятно на что, а во-вторых, совершенно не понятно как, недоумевает Петр Дашкевич. Проблема в том, что способа быстро и безболезненно изменить пенсионную систему просто нет. "Любая попытка совместить существование текущей системы с переходом на новую — как уже пытались сделать — требует огромных дотаций, на которые сейчас бюджет не рассчитан. Любая форсированная реформа оставит без денег уже вышедших на пенсию", — говорит эксперт.
Полноценная реформа, решающая сегодняшние проблемы, — частичная либо полная отмена текущей пенсионной системы со всеми страшными последствиями. Но такой шаг подобен политическому самоубийству, поэтому вряд ли на него пойдут до 2018 года, тогда же, вероятно, повысят и пенсионный возраст.
Проблемный бюджет, пока утвержденный только на уровне правительства, предполагает доходы 13,58 трлн рублей, а расходы — в 15,76 трлн. Дефицит в 2,18 трлн составит около 2,8% ВВП. Кроме поборов за счет пенсионеров предлагалось также провести стрижку доходов нефтяных компаний. Изменение формулы расчета НДПИ позволило бы получить часть дополнительных доходов, которые нефтяники получили благодаря девальвации. Компромиссный вариант, на котором остановились в верхах, — замедление налогового маневра.