Обычно мы публично не комментируем высказывания политиков. И это правильно, поскольку обычно политики – люди зрелые и взвешенные - не комментируют специальных ветеринарных вопросов, когда сами не являются ветеринарами. Но иногда приходится, к сожалению, делать исключения.
Сейчас как раз произошел такой случай.
На Интернет – портале Южного региона появилась публикация по поводу того, что Законодательное собрание Краснодарского края (слава Богу, что не Администрация Края!) собирается восстанавливать поголовье свиней в частном секторе.
Из текста публикации можно предположить, что она является неким (более или менее точным, более или менее полным) пересказом слов Ивана Михайловича Петренко - Первого заместителя председателя - председателя комитета по вопросам аграрной политики и потребительского рынка Законодательного Собрания Краснодарского края.
«Предположить» потому, что автор публикации величает того, кого цитирует, то И. Петренко («Задача: за 2016-2017 годы восстановить поголовье", – подчеркнул И. Петренко»), то М. Петренко («…мы бы оказались в тяжелейшем положении", – сказал М. Петренко»). На самом деле это, наверное, И.М. Петренко.
Итак, что же сказано в публикации?
Начало у публикации вроде хорошее: «В Краснодарском крае поголовье свиней, уничтоженное из-за африканской чумы, планируют восстановить за 2016-2017 года.».
Читаешь и думаешь: замечательно! Власти Краснодарского края получили от природы суровый урок, понесли тяжелые потери от распространения опаснейшей на сегодняшний день болезни свиней – Африканской чумы свиней (АЧС), сделали соответствующие выводы.
Научились как разводить свиней безопасно, поняли как защитить их от АЧС.
Усвоили, что в новых (измененных проникновением в нашу страну АЧС) условиях нужно строить защищенные от проникновения заразных болезней свиней (в частности – АЧС) хозяйства, и планируют такие хозяйства создать в большом количестве.
Читаешь дальше, и видишь, что все совсем не замечательно: «Мы … считаем, что АЧС появилась не в малых хозяйствах.».
«Мы считаем»! Замечательный «аргумент».
Правда, ветеринары говорят, что поддерживают распространение этой болезни кабаны и незащищенные мелкие хозяйства.
Правда, исторический опыт показывает, что нормальное ведение традиционного свиноводства в регионах, пораженных АЧС, невозможно (например, в Африке в зоне эндемического распространения АЧС).
Правда опыт многих стран (в том числе европейских, в том числе латиноамериканских) показывает, что при содержании свиней в незащищенных хозяйствах (за рубежом они называются Back-yard-farms, у нас – ЛПХ) эту болезнь не удается искоренить.
Правда опыт самого Краснодарского Края (и не только этого субъекта Российской Федерации) показывает, что наличие в зоне распространения АЧС свиней на частных подворьях чревато потерей свиней сначала в этих хозяйствах, потом и в более крупных, в более хорошо защищенных по причине пресловутого «человеческого фактора» (заноса инфекции из этих самых ЛПХ на плохо вымытых руках, на обуви и т.д.).
«Не в малых хозяйствах…» - как-же, как-же!
Оглянитесь на опыт Северной Осетии, с которой началось распространение АЧС по Кавказу, коли свой собственный не учит. Там что? Были какие-то другие свиноводческие хозяйства? Не малые в смысле…
А АЧС была. Да еще как была – погибло почти все поголовье свиней.
А где там, в Северной Осетии, остались свиньи и не заболели? Куда не занесли АЧС? В одно единственное хорошо защищенное хозяйство – оно называется Свинокомплекс Кировский (6 тыс. голов до сих пор, кстати, успешно работает).
Посмотрите на опыт Тверской области. Там же очевидная последовательность событий: первичный занос в ЛПХ (май 2011 год, 6 неблагополучных пунктов и 2 инфицированных объекта, из них 3 вспышки в ЛПХ), далее – распространение болезни среди кабанов и их массовый падеж (2012-2013 годы: поголовье кабана с 16 тыс.голов снизилось до 2,2 тыс.голов), далее потери в крупных свинокомплексах («Заволжский», затем «Дмитрова гора», погибло около 60 тыс.голов ). К концу 2013 года инфекцией охвачены территории соседних с Тверской областью регионов (Новгородская, Ярославская, Тульская, Московская области).
Читаем дальше: «Он отметил, что федеральная ветеринарная служба и Россельхознадзор возражают против содержания свиней в частном секторе.»
Читает кто-то, кто не ветеринар и не сотрудник Россельхознадзора, и потому не в теме…
… читает и думает: вот злыдни! Не хотят дать крестьянам разводить свиней на частных подворьях …
Из вредности, наверное. Или интересы крупных хозяйств лоббируют. Или потому, что федеральная…
И из такой постановки напрашивается вывод: не распространение АЧС причина потерь свинопоголовья на Кубани, а злокозненная «федеральная ветеринарная служба и Россельхознадзор». Изящный такое перенос: никто в Крае ни в чем не виноват – причина за пределами Края. Причем не в объективных процессах в биоценозе, во взаимодействии популяции хозяина (свиньи) и паразита (вирус АЧС), а в чьей-то злой воле.
Прием этот называется персонификация зла. Он стар как мир. И бесплоден настолько же насколько стар.
Напомним последовательность событий с АЧС в Краснодарском крае.
2008-й год – первичный занос в популяцию кабана (1 случай), затем – в КФХ (1 случай). Поголовье свиней в Крае 1’464 тыс. голов, в том числе 537 тыс. голов в хозяйствах населения.
2009 год – четыре случая в дикой природе (которые стали известными, на самом деле их, конечно, было больше) и один случай в ЛПХ. Поголовье 1’152 тыс. голов, в том числе 462 тыс. голов в хозяйствах населения.
2010 год – 8 случаев в дикой природе, 8 случаев в ЛПХ, 4 случая в КФХ плюс 11 инфицированных объектов – трупы свиней либо инфицированное мясо найдены, но из каких хозяйств эти больные свиньи – не установлено. Всего 23 случая среди домашних свиней. Поголовье 1’082 тыс. голов, в том числе 377 тыс. голов в хозяйствах населения.
2011 год – 5 случаев в ЛПХ, 13 – в КФХ и 3 инфицированных объекта. Всего 21 случай среди домашних свиней. Поголовье 1’001 тыс. голов, в том числе 337 тыс. голов в хозяйствах населения.
2012 год – 4 случая в ЛПХ, 22 в КФХ и 4 инфицированных объекта. Всего 31 случай среди домашних свиней. Поголовье 864 тыс. голов, в том числе 248 тыс. голов в хозяйствах населения
В августе 2012 принимается решение о запрете содержания свиней в хозяйствах открытого типа. Решение не простое, но адекватное сложившейся обстановке. Результат видим уже в следующем году.
2013 год – нет случаев среди домашних свиней, 1 случай в дикой природе. Поголовье 317 тыс. голов, в том числе 12 тыс. голов в хозяйствах населения
2014 год – нет случаев среди домашних свиней. Поголовье 303 тыс. голов, в том числе 16 тыс. голов в хозяйствах населения
2015 год – 1 случай в КФХ и 3инфицированных объекта. Всего четыре случая на домашних свиньях. Поголовье на первое января 417 тыс. голов, в том числе 6 тыс. голов в хозяйствах населения
О чем говорит такая динамика? О том, что распространение идет в дикой природе и в хозяйствах открытого типа (ЛПХ и КФХ).
При этом с 2009 по 2012 год потери свинопоголовья в хозяйствах граждан составили примерно 13 тысяч голов, а потери в крупных свиноводческих хозяйствах – более 264 тысяч голов.
Т.е. проблема, и это очевидно, приходит из ЛПХ, но основную тяжесть потерь несут крупные хозяйства. Как раз те, что, в основном и обеспечивают свининой население. Не только свининой – налоговыми поступлениями тоже.
Дальше в публикации опять вроде как светлое пятно: «примерно 13–15 комплексов и ферм готовятся завезти поголовье свиней.»
13-15 комплексов, куда планируется завезти новое поголовье – это отлично. Только встает вопрос: ведь было уже поголовье на большинстве из них. Было и погибло от АЧС.
И что теперь будет? Да тоже самое: новое поголовье тоже погибнет. И занесут АЧС на эти комплексы с новым поголовьем те же люди – работники этих комплексов. Из того же леса (охота) и из тех же ЛПХ.
Ведь ситуация совсем простая: если мы хотим вернуться к ТРАДИЦИОННОМУ ведению свиноводства на Кавказе, на Кубани, то нам нужно вернуть ТРАДИЦИОННУЮ для этих регионов эпизоотическую остановку, т.е. искоренить в регионе АЧС. И никак иначе.
И не потому, что кто-то чего-то хочет или не хочет: просто традиционные подходы не работают в нетрадиционной ситуации.
Но восстановить традиционную эпизоотическую обстановку - это сложно, это кропотливо. Этим надо заниматься каждодневно, профессионально и этого не сделаешь быстро.
Потому проще сделать нечто пиарное, быстрое, простое. Просто кинуть клич: давайте, разводите свиней в ЛПХ. И получить на этом политически очки. А что потом?
А потом, при таком подходе, вернется Край в 11 и 12-й годы. Опять будет массовое распространение АЧС в Крае. Опять будут гореть костры, сложенные из трупов свиней, автомобильных покрышек и денег из краевого бюджета (компенсации и связанные косвенные потери).
Это путь в никуда.
Каков же правильный путь в сложившейся эпизоотической ситуации?
Правильный путь – это продолжение линии, которую реализовывала предыдущая Администрация края.
Это развитие промышленного свиноводства за счет создания новых и реконструкции старых крупных и средних свиноводческих хозяйств высокого уровня биологической защиты.
Зримым воплощением результатов этого пути являются уже работающие: ООО «Кубанская свиноводческая компания» (проектная мощность 50 тыс. голов,Калининский район, ОАО «Агрохолдинг Кубань» племенное (на 220-250 свиноматок Тбилисский район), ОАО «Агрообъединение Кубань» (проектная мощность 50 тыс. голов,Усть-Лабинский район), ОАО «Агрокомплекс» (проектная мощность 60 тыс. голов Выселковский район).И пока не работающие – строящиеся или реконструируемые - ЗАО «ДанКуб» (Красноармейский район, на 50 тысяч голов), «Дымов Юг» (Брюховецкий район, на 30 тыс. голов), ООО «Гранит» (Крыловской район на 12 тыс. голов), «Абинская свиноводческая компания» (Абинский район, на 3,3 тыс. голов), ОАО «ПЗ имени В.И. Чапаева» (Динской район на 25 тыс. голов).
А что же с ЛПХ? В сложившейся ситуации в ЛПХ должны развиваться альтернативные направления животноводства (птица, КРС, МРС). Иначе свиней не будет ни в ЛПХ – они не смогут работать нормально из за постоянных вспышек АЧС, ни в крупных хозяйствах.
Самое главное, чего не следует делать в сложившейся ситуации, это не следует дезориентировать людей. Не следует внушать им, что можно работать ПО-СТАРОМУ в ИЗМЕНИВШЕЙСЯ обстановке.
В заключение хочу выразить надежду, что слова Ивана Михайловича Петренко - Первого заместителя председателя - председателя комитета по вопросам аграрной политики и потребительского рынка Законодательного Собрания Краснодарского Края были неверно поняты или неверно преподнесены в упомянутой публикации. Сумел же корреспондент перепутать инициалы Ивана Михайловича и изобрести некую, отдельную от Россельхознадзора и отсутствующую в природе, «федеральную ветеринарную службу». Почему бы не исказить и смысл сказанного Иваном Михайловичем?
Заместитель Руководителя Россельхознадзора Николай Власов