В регионах России к началу сентября, по экспертным оценкам, насчитывалось свыше 5 миллионов вакантных рабочих мест
Традиционными лидерами неформальной «ярмарки вакансий» по итогам лета 2015 года стали московская агломерация – свыше 2 млн. вакансий – и ленинградская – около 1 млн. вакансий.
По данным опроса W-City.net, сегодня лишь каждый 5-й безработный россиянин обращается в государственную службу занятости, а информацию об открытых вакансиях на государственные «работные» сайты дают только 3 из десяти работодателей.
«В основном растет спрос на рабочие профессии в транспортной и строительной отраслях, так как даже несмотря на кризис компании и предприятия этого сектора достаточно загружены, динамично развиваются и испытывают кадровый голод. Причем, речь идет в основном о временных вакансиях, связанных с производственными циклами и бизнес-задачами. – Отмечает эксперт рынка труда, глава аутсорсинговой компании «СТС Групп» Николай Рыжков. - Наиболее востребованными, я бы сказал, остро дефицитными сегодня являются такие рабочие профессии, как машинисты бульдозера, экскаватора, автокрана, погрузочной машины, слесари-ремонтники, водители, квалифицированные штукатуры, бетонщики, маляры, плотники, каменщики, облицовщики-плиточники, арматурщики. Страна также очень нуждается в грузчиках, дворниках и уборщиках, по-прежнему очень востребованы медики - врачи и медсестры». – Утверждает Николай Рыжков.
Как показал печальный опыт прошедших кризисных месяцев, в стране практически не уделяется внимания проблеме профориентации и адаптации кадров, что не способствует повышению занятости населения. К примеру, в государствах Европейского союза проводится политика сочетания стабильности на рынке труда с увеличением гибкости правового регулирования трудовых отношений - и на первый план выходят задачи повышения качеств человека на рынке труда, его способностей к трудоустройству и возможностей быть нанятым на работу. «В трудовое право некоторых европейских государств даже введено понятие непрерывного - пожизненного обучения, когда человеку независимо от того, сколько ему лет, нужно быть готовым в любой момент поменять свою профессию, специальность и сферу занятости. – Отмечает главный редактор информационно-аналитического портала W-City.net Тимофей Суровцев. – По нашим экспертным оценкам, сегодня свыше 10 млн. экономически активных и работающих соотечественников испытывают острую потребность в профессиональном обучении и переобучении в целях последующего трудоустройства. Причем, это не только безработные, но и граждане, оказавшиеся невостребованными из-за отсутствия или недостатка у них необходимых работодателям профессиональных знаний и навыков. Несмотря на высокую безработицу, в стране есть большое количество регионов, нуждающихся в рабочей силе». – Уверен Тимофей Суровцев.
Сегодня средний возраст учащихся на курсах профориентации – 30 лет, соответственно, это люди взрослые, несмотря на то, что имеется колоссальный социальный запрос на переобучение и среди российской молодежи. Причем, женщины в «студентах» преобладают – около 60 %. Также интересная тенденция, которая наметилась только в этом году – это повышение образовательного статуса учащихся: если в прошлом году людей с высшим образованием среди желающих пройти переобучение было всего 2 %, то в этом таковых стало уже 5%.
Исходя из практики компании «СТС Групп», по предварительной оценке, количество вакансий в московской и ленинградской областях к началу осени увеличилось на 30.000 человек: только центральный регион России сегодня может принять свыше 300.000 рабочих и сотрудников, не обладающие высокой квалификацией. Многие предприятия всерьез нуждаются в специальном персонале – на постоянной основе или на ограниченный период времени - и все чаще обращаются к аутсорсинговым компаниям с просьбой подобрать и привлечь такие кадры.
Профориентация персонала является необходимым звеном кадрового менеджмента. К сожалению, важность мероприятий по профориентации и адаптации работников в России до сих пор воспринимается крайне несерьезно государственными службами занятости, а многие предприятия и коммерческие организации не имеют даже базовых программ адаптации. «В условиях экономического кризиса профессиональная ориентация должна содействовать быстрым структурным сдвигам, способствующим снижению безработицы и поддержанию ее на возможно низком уровне. – Считает Николай Рыжков. - Однако практическое решение этой задачи тормозится неразвитостью рынка труда а также тем, что государственные службы занятости не в состоянии эффективно управлять профориентацией. В докризисном относительно спокойном прошлом, в условиях экстенсивного развития, наличия свободных рабочих рук и относительно невысоких требований к квалификации работающих у нас особо не ощущалось острой необходимости в единой системе информации и трудоустройства кадров. Результатом подобной практики стал локальный хронический кадровый дефицит при неполной и нерациональной занятости, снижение требований к уровню подготовки персонала». – Отмечает Николай Рыжков.
Следует отметить, что в законодательстве о занятости обучение рассматривается как самостоятельный вид занятости - предоставление услуг по профессиональному обучению отделено от процесса трудоустройства безработных россиян. Очевидно, что такая схема отнюдь не содействует обеспечению трудовой занятости в России. Тот факт, что служба занятости не берет на себя обязательства довести до логического конца получение профессиональной подготовки, т.е. подыскать соискателю подходящее место новой работы, вызывает незавершенность всего процесса работы службы занятости. Вместе с тем реалии таковы, что ради стабильного и достойного заработка все больше россиян сегодня готовы браться за любую работу, покидать свои дома и мигрировать на все более дальние расстояния.