3 августа исполнилось 110 лет со дня рождения известного ученого, одного из основателей советской радиохимии, выпускника Казанского университета Бориса Курчатова.
Борис Курчатов, проучившись два курса в Таврическом университете (ныне - Таврическая академия Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского) в Симферополе, перевелся на химический факультет Казанского университета, который окончил в 1927 году. Известно также, что Борис Курчатов стремился поступить в аспирантуру Казанского университета, но не прошел по конкурсу.
«Я был старше Б.В.Курчатова на один курс, но сдавал одновременно с ним интегральное исчисление. Студентов было много, мы заполнили аудиторию. Профессор (или еще доцент) В.А.Яблоков стал обходить наши ряды и каждому вписывал в его листок, импровизируя, по три задания. Б.В.Курчатов (он сидел передо мною) решил эти уравнения так быстро, что В.А.Яблоков не успел отойти от него и тут же расписался в его “зачетке”, а других, подобных Курчатову, тогда не нашлось», - вспоминает Александр Соломонович Ключевич в своей книге «Воспоминания химика - выпускника КГУ».
С 1928 по 1943 Борис Курчатов в Ленинградском физико-техническом институте (ныне - Физико-технический институт им. А.Ф. Иоффе). Он участвовал в работах по изучению искусственной радиоактивности, одним из первых использовал химические методы для интерпретации ядерных реакций, а 1935 г. в результате исследований облучения брома нейтронами совместно с Игорем Курчатовым, Львом Мысовским и Львом Русиновым открыл явление ядерной изомерии искусственно радиоактивных ядер.
«Находясь позднее в командировке в Ленинграде, я был однажды у Бориса Васильевича, в его рабочей комнате Физико-технического института... Б.В.Курчатова я застал выпиливающим из зажатой в тисках медной пластинки какую-то деталь прибора. “Быстрее самому сделать, чем просить механическую мастерскую”, - заявил он мне.… Передо мной был все тот же худощавый, довольно высокий, в очках, простой в обращении, высокоинтеллигентный человек. Он заинтересовался тем, что делается в Казани, и в частности на кафедре физической химии», - пишет Александр Ключевич.
Кстати, Б.В.Курчатову довелось вновь поработать в стенах Казанского университета в годы Великой Отечественной войны, когда сюда был временно эвакуирован Ленинградский физико-технический институт.
В 1943 г. Борис Курчатов был переведен в Москву - в созданную для разработки ядерного оружия Лабораторию номер 2 АН СССР (с 1956 г. - Институт атомной энергии АН СССР, ИАЭ; ныне - Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт"), которую возглавил его брат Игорь Курчатов. Одновременно с работой в Институте атомной энергии, в 1946-1951 гг. заведовал радиохимической лабораторией Научно-исследовательского физического института (ныне - Научно-исследовательский институт ядерной физики им. Д.В. Скобельцына) МГУ им. М.В. Ломоносова.
Борис Курчатов занимался исследованиями в области радиохимии, ядерной физики, химии трансурановых элементов и продуктов их деления. Под его руководством были получены первые советские лабораторные (1944) и реакторные (1947) образцы плутония, в 1949-1953 гг. проведены исследования ядерных реакций при высоких энергиях бомбардирующих частиц, ускоренных на синхроциклотроне в Дубне. Работы Бориса Курчатова по химии трансурановых элементов и продуктов деления, аналитические методики и технологические процессы переработки облученного урана нашли широкое применение в отечественной атомной промышленности. В последние годы своей жизни ученый уделял внимание изучению физики деления тяжелых ядер и вопросам радиоэкологии.