В первом полугодии на территории Московской и Тульской областей Управлением Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям было проведено 1099 надзорных мероприятий, в число которых вошли 207 плановых и 436 внеплановых проверок, 453 административных расследований. В ходе надзорных мероприятий проконтролировано более 123 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения.
Всего выявлено 889 фактов нарушения земельного законодательства на площади более 26 тыс.га. По результатам проведенной работы выдано 704 предписания и представления, 134 из них исполнено, в результате чего в оборот возвращено 3,9 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения. 835 нарушителей земельного законодательства привлечены к административной ответственности в виде штрафа на сумму 42,3 млн. рублей, взыскано – 18,3 млн. рублей.
В общем объеме выявленных нарушений преобладают административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч. 2 статьи 8.7 КоАП РФ (невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв) — 434 случая, а также нарушения, связанные с неисполнением в срок законного предписания должностного лица (ст. 19.5 КоАП РФ) — 206 случаев.
По состоянию на 1 июля 2015 года Управлением было выявлено 123 факта нарушения земельного законодательства, связанных с неиспользованием земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом Российской Федерации от 24.06.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельхозназначения», на площади около 6,3 тыс. га. В отношении нарушителей вынесено 123 постановления по части 2 статьи 8.8 КоАП РФ на общую сумму более 11,5 млн. рублей.
При проведении надзорных мероприятий на землях сельскохозяйственного назначения выявлено 29 несанкционированных свалок общей площадью 31,6 га. В отношении нарушителей вынесено 27 постановлений о привлечении к административной ответственности, наложено штрафов на сумму 2,648 млн. рублей. Ликвидировано 8 свалок общей площадью 2,7 га. Также выявлены 4 карьера общей площадью 9,9 га. В отношении нарушителей вынесено 4 постановления о привлечении к административной ответственности, наложено штрафов на сумму 243 тыс. рублей.
Выявлены 29 случаев нарушения земельного законодательства с нанесением вреда почвам. Площадь нарушенных земель составила 25 гектар, расчетная сумма причиненного ущерба составила более 290 млн. рублей. В арбитражные суды предъявлено 2 иска на сумму 104,3 млн. рублей, один из которых - на сумму ущерба 80 млн.рублей полностью удовлетворен Арбитражным судом Московской области.
В судебном порядке удовлетворено два иска Управления о взыскании с ЗАО «Глебовское птицеводческое объединение» ущерба, причиненного землям сельхозназначения в результате складирования куриного помета на двух участках площадью 0,9 га на общую сумму 5,76 млн. рублей. Судом признана правомерность одновременного требования к нарушителям земельного законодательства денежного возмещения ущерба, причиненного почвам, а также возложении обязанности к проведению рекультивации земельного участка. Эти средства поступили в бюджет муниципального района.
В добровольном порядке возмещено вреда на сумму 40,8 млн. рублей путем проведения рекультивационных работ на площади 91 га..
В течение года Управлением инициировано прекращение права постоянного пользования на три земельных участка общей площадью 376,5 га. Администрация Белевского района Тульской области вынесла постановление о прекращении права постоянного (бессрочного) права на земельные участки, принадлежащие ГОУ НПО ТО ПУ № 40.
Управление обратилось в Министерство имущественных отношений Тульской области с запросом о прекращении права пользования на земельные участки категории земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 162,4 га в связи с ненадлежащим их использованием и систематического не устранения фактов нарушений земельного законодательства в части охраны и использования земель сельскохозяйственного назначения.
Управление, начиная с 2012 года, 16 раз привлекало государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов», собственника 123 земельных участка площадью 8,03 тыс.га, за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению и защите земель (ч. 2 ст. 8.7. КоАП РФ), выражавшихся в зарастании 46 участков общей площадью более 3 тыс. га древесно-кустарниковой и сорной многолетней растительностью. Общая сумма штрафов составила более 1,4 млн. рублей. В 9 случаях выносимые Управлением Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям постановления оспаривались ГК АСВ в Арбитражных судах, но оставались без удовлетворения. После увеличения административных штрафов за нарушения земельного законодательства, руководством государственной корпорации было инициировано обращение о передаче имеющихся участков по балансовой стоимости в казну Российской Федерации. В настоящее время ведется работа по передаче земель в собственность Московской области.
В ходе подготовки и проведения надзорных мероприятий Управление, помимо основных статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отнесенных к полномочиям органов, осуществляющих государственный земельный надзор, активно использует такие «непрофильные» статьи Кодекса, как 17.7., 19.4.1., 19.5., 19.6., 20.25. По состоянию на 1 июля 2015 г. Управлением составлено и направлено в мировые суды 293 протокола по «непрофильным» статьям. Мировые судьи, рассмотрев 254 материала дел, привлекли к административной ответственности на сумму штрафов 6,6 млн.рублей, из которых уже взыскано 1,5 млн.рублей. В службу судебных приставов направлено 93 вступивших в законную силу постановления.
Действуя в рамках трехстороннего Соглашения об информационном взаимодействии с УФНС по Московской области и УФНС по Тульской области, Управление представило в налоговые органы более 623 материалов, что позволило дополнительно начислить земельных налогов на сумму 22,12 млн. рублей.
Управлением проведено 37 плановых проверок администраций муниципальных образований. При проверках выявлены несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, размещенные на землях сельскохозяйственного назначения. Администрации Тепло-Огаревского, Каменского и Чернского районов Тульской области привлечены к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ в виде штрафов на общую сумму 600 тыс. рублей.
В 2015 году Управлением по поступившим материалам органов муниципального земельного контроля вынесено 202 постановления о привлечении к ответственности нарушителей земельного законодательства в виде штрафов на сумму более 14,3 млн. рублей с выдачей предписаний об устранении нарушений. Значительная часть материалов возвращена для устранения недостатков.
При проведении проверок установлено, что муниципальный земельный контроль на землях сельскохозяйственного назначения осуществляется муниципальными образованиями не всегда эффективно, многие материалы проверок, поступающие в Управление от органов муниципального земельного контроля, не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Прежде всего, речь идёт о Федеральных законах Российской Федерации от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – 294-ФЗ) и от 30.12.2001 №195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
Основными нарушениями при оформлении материалов проверок являются:
- оформление материалов проверок с отступлениями от требований приказа Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона Российской Федерации от 26.12.2008 № 294-ФЗ», которым утверждены типовые формы документов проверки;
- отсутствие распоряжений глав администрации на проведение проверок;
- несоблюдение требований о предварительном уведомлении субъектов проверок об их проведении (не позднее трех рабочих дней);
- проведение осмотров земельных участков в отсутствии собственников или их законных представителей;
- отсутствие в актах проверок информации о вручении (направлении) их лицу, в отношении которого проводилась проверка;
- составление одного акта в отношении нескольких проверяемых лиц;
- отсутствие подписей должностных лиц в актах проверок;
- отсутствие качественной доказательной базы, подтверждающей наличие состава и события административного правонарушения (привлечение экспертов для определения сроков неиспользования участков, направление запросов в статистические организации и органы регистрации земель и собственников).
В 15 случаях постановления Управления, вынесенные по материалам органов муниципального земельного контроля, оспаривались в арбитражных судах и 5 были проиграны именно по формальным основаниям, при наличии и состава и события правонарушения.
Тенденция по отсутствию планирования муниципального земельного контроля в текущем году сохранилась практически полностью. Основной упор по-прежнему сделан на предварительные обследования с последующим проведением внеплановых проверок по согласованиям или требованиям органов прокуратуры.
В рамках надзора за состоянием плодородия земель и обнаружением их загрязнения было отобрано и направлено на исследование в подведомственные Россельхознадзору ФГБУ «Тульская межобластная ветеринарная лаборатория» и ФГБУ «Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки» 699 почвенных образцов. По результатам исследований в 95 (46%) образцах выявлено снижение плодородия почв и в 119 (45%) почвенных образцах выявлено загрязнение почв. Результаты лабораторных исследований использовались Управлением как доказательная база для привлечения к административной ответственности нарушителей земельного законодательства и отстаивания своих позиций в судебных инстанциях.
В 2015 году деятельность Управления в сфере государственного земельного надзора освещалась в более чем в 1000 публикациях: на сайте Управления опубликовано 182 материала, в других информационных источниках более 800 публикаций, в печати - 8.
Белев Тульской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.