Большинство собственников торговых центров Новосибирска связывают возникшие проблемы, вызвавшие снижение доходности, с ухудшением экономического положения в стране. Однако, эксперты отмечают, что проблемы в ТЦ существовали и ранее, а кризис стал катализатором реакции, которая показала несоответствие объектов современным требованиям рынка и спросу посетителей.
Обеспеченность жителей Новосибирска торговыми площадями находится на уровне 1200 кв.м. на тысячу жителей. В столице Сибири действует более ста торговых центров, но к числу качественных объектов можно отнести ТЦ «Мега» (год открытия - 2007), ТРЦ «Аура» (2011), ТРЦ «Галерея Новосибирск» (2014), а также ТРК «Ройял Парк»(2007), ТЦ «Сибирский молл» (2008), МФК «Сан-Сити» (2011).
Управляющие компании заявляют практически о 100-процентной заполненности объектов, но умалчивают о падении посетительского трафика. В условиях резкой инфляции снизилась покупательская способность россиян и часто стоимость товаров и услуг операторов торговой галереи не соответствует настоящему спросу, который сместился в сторону эконом-сегмента. При этом важно понимать, что спрос на товары базовой необходимости (продукты питания, медикаменты, детские товары, одежда и обувь) остались на прежнем уровне. Также возникла новая тенденция – посетители ТЦ, уставшие от негативной информации относительно геополитической экономической обстановки, стремятся найти отдых в еде и развлечениях.
Ритейлеры, которые смогли понять в какую сторону перестроился рынок, пересмотрели планы развития и начали экспансию потенциально привлекательных регионов, в число которых входит СФО. В Новосибирск с начала года пришли кофейня Coffeeshop и финская сеть фаст-фуда Hesburger, расширяет свое действие сеть детских гипермаркетов «Детский мир», одежные ритейлеры H&M, FunDay, компания Inditex: Zara, Stradivarius, Oysho и Zara Home. Расширяет свое присутствие в Новосибирске сеть продуктовых гипермаркетов «Лента», сеть электробытовой техники «Эльдорадо», ресторан «Макдоналдс».
«В Новосибирске спрос со стороны арендаторов на качественные торговые площади в ТЦ с продуманной концепцией и отличной локацией снизился незначительно по сравнению с Москвой и Санкт-Петербургом, но предложение ограничено, - анализирует ситуацию Марат Манасян, генеральный директор компании M1 Solutions. – Арендаторы, потерявшие покупательский спрос, не спешат покидать арендные площади в ТЦ, диктуя собственнику условия, на которые он соглашается, чтобы удержать операторов, получая минимальную прибыль. Цепочка неоправданных экономическими условиями действий приводит к потери доходности обеих сторон, при этом собственник теряет и целевую аудиторию ТЦ. Ситуацию можно исправить, главное – понять новые предпочтения посетителей. Собственники стремятся решить проблему самостоятельно, не обращаясь за помощью к профессионалам, но их решения носят точечный характер, в то время как необходим комплекс мер».