Автомобильные дороги имеют стратегическое значение для Российской Федерации. Они связывают обширную территорию страны, обеспечивают жизнедеятельность всех городов и населенных пунктов и во многом определяют возможности развития регионов, по ним осуществляются самые массовые автомобильные перевозки грузов и пассажиров.
В текущем году регистрации прав на автодороги и земельные участки под автодорогами Управлением Росреестра по Курганской области, уделяется особое внимание. Проблемы, возникающие при постановке данных объектов недвижимости на государственный кадастровый учет и подготовке документов на государственную регистрацию прав, проанализированы сотрудниками Управления во взаимодействии с органом кадастрового учета и Главным управлением автомобильных дорог Курганской области. По результатам обобщения, с учетом позиции Росреестра подготовлены соответствующие материалы и направлены в адрес руководства Курганской области, в Ассоциацию Совета муниципальных образований Курганской области, главам районных администраций и сельских поселений. Вопросы оформления прав муниципальной собственности на автодороги рассмотрены в рамках проведения Управлением «Дней Управления» на территории Частоозерского, Катайского и Белозерского районов области. Кроме того, в рамках Дня депутата Курганской областной Думы в Кетовском районе 09.06.2015 принято участие в проведении «круглого стола», посвященного обсуждению актуальных проблем осуществления дорожной деятельности.
Положительный эффект по итогам мероприятий не заставил себя ждать. Так, всего с момента начала ведения Единого государственного реестра прав по настоящий день зарегистрировано прав в отношении 2678 сооружений (Автодорог), из них 2033 объекта являются автомобильными дорогами общего пользования местного значения. При этом если в 2011 году права муниципальной собственности зарегистрированы в отношении 6 объектов, в 2014 году - 1527 объектов, то в текущем году уже в отношении 500 автодорог.
Высокое качество подготовки необходимых документов для учетно-регистрационных действий особенно следует отметить по Белозерскому, Звериноголовскому, Лебяжьевскому, Петуховскому, Притобольному, Шумихинскому районам области, а также г. Шадринску.
Вместе с тем, еще многое предстоит сделать. Так, общее количество сооружений (автодорог), сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости (ГКН), составляет 3320 объектов, а общее число земельных участков, отведенных под размещение автодорог, сведения о которых внесены в ГКН, составляет 4314, из них со статусом «временный» (права не зарегистрированы) – 2249 земельных участков. Только в 2015 году в ГКН внесены сведения в отношении 874 земельных участков, из них учтены только 117, по остальным 757 необходимо обеспечить проведение государственной регистрации прав.
Оформление имущественных прав затрудняет проблема отсутствия правоустанавливающих документов, необходимость восстановления технической и иной необходимой документации в связи с состоявшейся ранее передачей автодорог в доверительное управление Государственной компании «Российские автомобильные дороги»; в отдельных случаях требуются дополнительные затраты на проведение межевания и т.д. Все основные проблемы и рекомендации по их разрешению включены в методические материалы, подготовленные Управлением и предназначенные для глав муниципальных образований и иных заинтересованных пользователей.
От решения задач по оформлению имущественных прав на автомобильные дороги зависит дальнейшее субсидирование средств на их развитие, что в свою очередь обеспечит развитие инфраструктуры региона и позволит расширить производственные возможности экономики Курганской области.
Катайск Курганской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.