Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) провел 17 июля конференцию «Избирательные кампании 2015 года: актуальный контекст и вопросы эффективности». В конференции приняли участие политтехнологи политических партий, представители администрации президента РФ, ЦИКа. В центре обсуждения были избирательные стратегии перед осенними выборами. Как грамотно организовать избирательные кампании, создавать политические коалиции, эффективно использовать инструменты социологии и силу СМИ. Также на конференции говорили о методах и приемах ведения избирательных кампаний и о важности обеспечения легитимности выборов.
Напомним, что в единый день голосования в России пройдет около 3,5 тысяч разного уровня избирательных кампаний, состоятся выборы 21 высшего должностного лица субъектов РФ и 11 органов законодательной власти российских регионов. Более того, 74 партии смогут выдвинуть своих кандидатов с целью борьбы за мандаты в 70 субъектах нашей страны. Глава ФоРГО Константин Костин напомнил собравшимся, что эти выборы предваряют избирательную кампанию по выборам в Госдуму. Соответственно, это, по его словам «последняя возможность партиям опробовать и скорректировать избирательные стратегии и методы работы с избирателями».
Открывая мероприятие, Константин Костин напомнил, что современная избирательная кампания является сложной многофакторной системой политических коммуникаций, успех которой определяется уровнем профессионализма политических менеджеров, правильным набором технологического инструментария, эффективной стратегией, позволяющей обратиться к избирателю с актуальной и востребованной повесткой, создав необходимые условия для мобилизации базового электората и присоединения ситуативного.
Однако политическая система страны и избирательная система как ее часть за последние несколько лет претерпели существенные изменения.
Появилось такое явление как политическая конкуренция. В свою очередь, и в обществе произошли серьезные изменения. Меняются модели электорального поведения больших социальных групп: например, участники митингов на Болотной площади, голосовавшие на выборах Президента РФ за Владимира Путина, и пенсионеры, отдавшие свои голоса в Москве на выборах мэра за Алексея Навального. Люди по-иному стали относиться к ранее неодобряемым формам волеизъявления граждан, например, уличные мероприятия перестали восприниматься как опасные. Изменилась коммуникационная среда: наряду с традиционными СМИ, в первую очередь, телевидением, Интернет стал весомым источником информации.
На результаты кампаний в ближайшие годы, по мнению руководителя филиала ФоРГО в Ставрополе, доктора политических наук Геннадия Косова, окажет влияние высокий уровень консолидации вокруг президента РФ Владимира Путина.
Важный вопрос выборов всех уровней – обеспечение легитимности самих кампаний и их результатов, критерием которого станет согласие граждан и участников выборов с результатами кампании.
Первый заместитель главы администрации президента Вячеслав Володин поднял вопрос конкурентности выборов. Он считает, что у действующих губернаторов появятся более серьезные конкуренты после 2016 года и связал он это с тем, что после выборов «появится много людей с таким же уровнем легитимности, как губернатор». Он имел в виду тех депутатов, которые пройдут в нижнюю палату по одномандатным округам.
По мнению Вячеслава Володина, и сами губернаторы в целом готовы к конкуренции. Более того, слабые губернаторы были заменены. Решение принималось президентом в отношении губернаторов с низким рейтингом доверия. Сегодня губернаторский корпус, по словам Володина, «стал более тяжеловесный, более публичный, более предрасположенный для открытой конкуренции».