Программа ликвидации аварийного жилья на этот год выполняется к началу лета только на 8%, хотя объемы финансирования были сохранены, несмотря на сложную экономическую ситуацию. При этом правительство сосредоточило усилия на увеличении планов по расселению для регионов, где программа перевыполняется, и снижении – для отстающих. Правительству прежде всего необходимо разобраться в проблемах, тормозящих эти планы, и далее сосредоточиться на выполнении поручения президента РФ, лидера ОНФ Владимира Путина о повышении эффективности использования каждого рубля, направляемого на эти цели, считают члены рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни».
В «майском указе» и дальнейших поручениях о переселении граждан из аварийного жилья Владимир Путин поставил задачу до 2018 г. переселить людей из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
О том, что расселения ожидают сотни тысяч людей, однако этот процесс идет с регулярным отставанием, говорилось на втором «Форуме действий» ОНФ в ноябре прошлого года. Тогда Владимир Путин напомнил, что на эти цели выделяются огромные деньги – свыше 300 млрд руб. «Мы можем совершенно точно добиться повышения эффективности и отдачи от каждого вложенного рубля», – заявил президент. Он выразил уверенность, что «Россия вполне способна решить задачу вытащить людей из трущоб», отметив при этом, что и «аварийный фонд у нас тоже огромный – 11 млн кв. м».
В апреле этого года правительство отчиталось о ходе расселения аварийного жилья, указав в своем докладе, что по состоянию на 1 марта расселено 120 тыс. кв. м (достижение целевого показателя за первый квартал – 96%). Новые квартиры получили 8,6 тыс. человек. Всего в 2015 г. по плану необходимо расселить 2,76 млн кв. м жилья, в котором проживают около 178 тыс. человек.
При этом, как отмечают эксперты рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни», в докладе кабмина отсутствует информация о выполнении субъектами региональных адресных программ за 2014 г. По результатам анализа, проведенного Центром независимого мониторинга исполнения указов президента «Народная экспертиза» ОНФ на основе информации, представленной на интернет-портале «Реформа ЖКХ», в лидерах по расселению аварийного жилья по состоянию на 1 апреля этого года (окончательных данных за 2014 г. еще нет) оказались шесть регионов, перевыполняющих свои программы. Это Тамбовская область (программа выполнена на 126,1%), Курганская область (119,2%), Республика Марий Эл (117,3%), Сахалинская область (110,3%), Камчатский край (107,1%), Карачаево-Черкесская Республика (104,2%).
Целевые показатели 2014 г. по расселению аварийного жилищного фонда не выполняются в 10 регионах. Это Республика Коми (15,7% от целевого показателя), Забайкальский край (35,8%), Вологодская область (49,5%), Республика Карелия (56,1%), Ивановская область (75%), Чукотский автономный округ (78,4%), Ставропольский край (80,3%), Тульская область (83%), Республика Бурятия (86,8%), Тверская область (92,8%). В отстающих регионах с 2014 г. никак не могут получить новое жилье 7171 человек, нерасселенными остаются 124,5 тыс. кв. м аварийного фонда.
«Республика Коми не случайно возглавляет список отстающих, – считает сопредседатель регионального отделения ОНФ в Республике Коми, вице-председатель регионального отделения «ОПОРЫ России» Павел Поташов. – Порядка 80% наших домов – это деревянные дома-бараки, построенные еще в 1950-е годы. Новое жилье для переселенцев строится зачастую некачественным, поскольку норматив стоимости строительства жилья для переселенцев, на наш взгляд, занижен. По таким нормативам солидные организации строить не будут, и берутся за дело только сомнительные застройщики, которые возводят фактически бараки нового типа».
Некачественное новое жилье, в которое переселяют людей из аварийных домов, строится во многих регионах. Для его обозначения специалисты Центра «Народная экспертиза» вывели специальный термин – «новое аварийное» жилье. На сегодняшний день в реестре такого жилья, по данным Центра, числятся около 70 домов в 22 регионах.
На втором «Форуме действий» активисты ОНФ рассказали Владимиру Путину, что некоторые регионы обращаются с просьбой подправить целевые показатели программы, что является «крайне нежелательным». После этого лидер ОНФ дал поручение до 1 июня правительству РФ принять меры, направленные на повышение эффективности использования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренных на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Тем не менее для сбалансирования ситуации в марте этого года правительство подкорректировало целевые показатели 2014 г. В итоге нормы по площади расселяемого аварийного жилищного фонда сократились на 262,3 тыс. кв. м, а по количеству подлежащих переселению граждан – на 40 тыс. 630 человек. Причем внесенные изменения снизили целевые показатели для регионов, не справившихся с процессом переселения и, наоборот, увеличили для перевыполнивших план.
Такой подход искажает реальную картину исполнения поручения по расселению за истекший год, считают эксперты ОНФ, поскольку в целом получилось, что программа переселения из аварийного жилья в 2014 г. регионами перевыполнена – средний показатель выполнения составил 113,6%.
Эксперты рабочей группы «Качество повседневной жизни» также отмечают, что целевой показатель реализации федеральной программы переселения в 2015 г. составляет 2 млн 759 тыс. кв. м жилья, при этом по состоянию на 1 мая расселено только 226 тыс. кв. м, что составляет всего 8,2% от плана и позволяет усомниться в успешном выполнении даже существенно заниженного задания на этот год. При этом в правительственном докладе нет сведений о включении в бюджеты субъектов средств для реализации программ переселения и об их софинансировании средствами Фонда содействия реформированию ЖКХ. Отсутствие этой информации не позволяет в полной мере оценить качество исполнения поручений, считают в рабочей группе.
На заседании думского комитета по жилищной политике и ЖКХ 21 мая депутат Госдумы, эксперт рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни» Валерий Гальченко намерен задать вопрос первому заместителю главы Фонда ЖКХ Владимиру Талалыкину, какие шаги предпринял Фонд в рамках исполнения поручения президента по повышению эффективности использования бюджетных средств на расселение аварийного жилья.
«Показатели наиболее успешных и отстающих регионов по расселению аварийного жилья отличаются разительно, а значит, и подходы в субъектах к решению этой задачи различны. Мы считаем, что правительству следует проанализировать, почему так происходит, и сделать выводы для исправления ситуации регионами. А не снижать механически задним числом плановые показатели для отстающих субъектов, увеличивая их для тех, кто, наоборот, оказался в лидерах. «Средняя температура по больнице» от этого, может, и улучшится. Но этого не скажешь о реальном положении дел там, где люди продолжают обитать в полуразрушенных домах, хотя уже давно должны были стать хозяевами нового жилья», – считает Валерий Гальченко.
По мнению рабочей группы ОНФ, реализация программ переселения из аварийного жилья и то, как правительство дальше будет вести эту работу, требует дальнейшего контроля со стороны Народного фронта. Поэтому Контрольному управлению президента рабочая группа предложила не снимать с контроля поручения главы государства, данные в этой сфере.
Напомним, что с марта 2014 г. по указанию президента, данному по итогам «Форума действий» ОНФ, создан механизм учета мнения ОНФ при снятии с контроля поручений Владимира Путина. Контрольное управление президента направляет в Народный фронт доклады правительства для подготовки заключений, без которых решение в отношении тех или иных поручений не принимается.