В настоящее время переговоры по сделкам с недвижимостью, как правило, не начинаются без предварительного получения выписки из Единого государственного реестра прав на объект недвижимости. Именно из этого документа покупатель может получить полную информацию об объекте, удостовериться в отсутствии обременений/ограничений на него, а также заявленных претензий со стороны третьих лиц. В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 14.05.2010 № 180 "Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним" для получения выписки из ЕГРП следует заполнить заявление установленного образца о предоставлении информации, направить его и пакет документов в регистрационную службу по месту нахождения объекта недвижимости и оплатить государственную пошлину. Размер пошлины зависит от того, кто получает выписку – физическое лицо или юридическое. Для получения информации из ЕГРП запрос в Росреестр можно направить разными способами:
• написать заявление при личном посещении, предъявив удостоверение личности;
• послать заявление в письменной форме по почте, приложив к нему нотариально заверенные подпись заявителя и копии прилагаемых документов;
• направив по электронной почте запрос в виде электронного документа, заверенного цифровой подписью заявителя.
На сегодняшний день у заявителей имеется возможность, не выходя из дома, получать информацию о зарегистрированных правах на объект недвижимости и сделок с ним с помощью сети Интернет. Для этого необходимо воспользоваться электронными сервисами на портале Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по адресу rosreestr.ru. Зная точный адрес объекта или его кадастровый номер, здесь можно получить общую информацию о нем. Формы запросов отличаются для физических и юридических лиц. Если запрашиваемые сведения отсутствуют в ЕГРП или их предоставление не допускается в соответствии с российским законодательством, то орган, производящий государственную регистрацию прав, в установленный срок выдает обоснованное решение об отказе в выдаче или сообщает об отсутствии запрашиваемых сведений. Заявитель может оспорить решение об отказе в судебном порядке.
Существует два способа получения информации о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества и сделок с ним через сайт государственных услуг Росреестра.
Способ первый
Для создания запроса о правах на объект недвижимости и сделок с ним необходимо на сайте государственных услуг Росреестра в разделе «Электронные услуги и сервисы» - выбрать пункт «Подать запрос на получение сведений ЕГРП. Далее следует заполнить поля в соответствии с данными вашего запроса.
Обращаем ваше внимание на выбор способа предоставления сведений.
Если вы заказываете выписку из ЕГРП в виде ссылки на электронный документ, – тогда вам придет электронный документ, подписанный Электронной Цифровой Подписью (ЭП). На самом бланке не будет никаких подписей и печатей! Однако по действующему законодательству документ, подписанный ЭП, является легитимным.
Если вы заказываете выписку из ЕГРП в виде бумажного документа почтовым отправлением, то вам следует ожидать свою выписку по почте. В этом случае на выписке (уведомлении) будет проставлена печать и подпись регистратора.
При заказе выписки о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости (выписки о правах отдельного лица на имеющиеся (имевшиеся) у него объекты недвижимости) можно выбрать регион Российской Федерации, по которому интересуют права лица, либо даже всю Российскую Федерацию. При этом следует помнить, что данные сведения являются конфиденциальными и доступными определенному кругу лиц. Для получения таких сведений у заявителя должна быть электронно-цифровая подпись. Если вы имеете право на получение сведений о правах лица на основании доверенности, то к запросу должен быть прикреплен электронный образ доверенности.
Таким образом, без наличия электронно-цифровой подписи, из всех возможных видов предоставляемой информации можно заказать только выписку о правах на объект, содержащей общедоступные сведения.
Способ второй
Получение информации об объектах и субъектах на сайте государственных услуг Росреестра с помощью электронного ключа доступа. Для того чтобы получить ключ доступа к информационному ресурсу необходимо обратиться в Управление Росреестра по Республике Хакасия с заявлением. Срок действия ключа доступа – один год. Там же находятся инструкции для пользователей данной электронной услуги. Заявители, которые имеют право на получение детальной информации о правообладателях объектов недвижимости, не смогут получать эти сведения с помощью электронного ключа доступа, т.к. с помощью ключа можно получать только общедоступные сведения о правах на объекты недвижимого имущества.