Вопросы по государственной регистрации прекращения арестов (запретов) при введении в отношении должника-организации процедур банкротства.
В силу части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Значение института мер по обеспечению иска состоит в том, что защищаются права истца на тот случай, когда ответчик действует недобросовестно или когда непринятие мер может затруднить или повлечь невозможность исполнения судебного решения. Мерами по обеспечению иска являются ограничения в виде ареста, запрета на распоряжение имуществом либо на совершение каких - либо регистрационных действий в отношении него.
С учетом того, что в деятельности юридических лиц большое значение имеют объекты недвижимого имущества, законодатель закрепил их специальный правовой режим. Он заключается в том, что наряду с государственной регистрацией прав на недвижимость и сделок с ним государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации) подлежат ограничения (обременения) прав на недвижимость.
Ограничить право на недвижимость может суд и иные уполномоченные органы (служба судебных приставов, налоговые органы). С арестованным имуществом собственник не сможет совершить практически никакие юридически значимые действия. Данное имущество нельзя будет продать, подарить, заложить, произвести какие – либо изменения и т.п. до тех пор, пока не будет снят арест или запрет. Арестованным имуществом может распорядиться только судебный пристав – исполнитель, который примет решение о реализации имущества должника на торгах. Однако, и в этом случае пристав должен будет снять арест до регистрации перехода права.
Для погашения записи в ЕГРП об аресте необходимо вступившее в законную силу решение, определение суда об отмене ареста, либо постановление судебного пристава – исполнителя об отмене ареста (в случае, если арест наложен на основании соответствующего постановления пристава - исполнителя), либо решение налоговой инспекции об отмене решения о наложении запрета.
Необходимо учитывать, что Федеральным законом от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) содержится положение о снятии ограничений прав, при котором не требуется судебного акта об отмене обеспечительных мер.
В соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве, с даты вынесения судом определения о введении наблюдения снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства по имущественным взысканиям, за исключением арестов, наложенных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате компенсации сверх возмещения вреда и о возмещении морального вреда.
В силу абзаца 9 пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве, с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Основанием для снятия ареста на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается.
В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 59 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Об исполнительном производстве" в случае возбуждения дела о банкротстве» (далее - Постановление № 59), после которого в соответствии с Законом о банкротстве аресты и иные ограничения распоряжения имуществом должника признаются снятыми, запись об аресте в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним подлежит погашению. Любое заинтересованное лицо вправе обжаловать выразившееся в непогашении указанной записи бездействие органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Уже существует судебная практика о признании незаконным бездействия регистрирующего органа выразившегося в непогашении записи об ограничении (обременении) права собственности (постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 апреля 2010г №А19-20005/09).
По смыслу абзаца девятого пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве, данная норма распространяет свое действие на аресты, налагаемые в исполнительном производстве, и аресты как обеспечительные меры, принимаемые в судебных процессах за рамками дела о банкротстве (пункт 14 Постановления № 59).
В связи с изложенным, учитывая положения ст. 28 Закона о регистрации, решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства является единственным достаточным и безусловным основанием для прекращения записей об арестах (запретах), ранее наложенных на объекты недвижимого имущества должника.