Композитор — Сергей Дрезнин (Франция).
Либретто — Михаил Бартенев.
Режиссер-постановщик — Нина Чусова.
Дирижер-постановщик — заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» Борис Нодельман.
Сценография и костюмы — заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» Павел Каплевич.
Хореография — лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» Татьяна Баганова.
Премьера состоялась 8 декабря 2013 года.
Продолжительность спектакля — 2 часа 40 минут, с одним антрактом.
Дом на Ямской, 5 славится эксклюзивной шоу-программой и не только: «дружное семейство» красавиц во главе с колоритной хозяйкой каждую ночь принимает гостей. «Развеселые девицы», среди которых отчаянная Тамара, трогательная Соня, бесстрашная Женька и наивная Люба, пытаются втайне — каждая по-своему — найти счастье за стенами «нехорошего дома» …
Ровно сто лет назад великий русский писатель Александр Куприн завершил свое последнее крупное произведение — повесть «Яма», над которой работал шесть лет (1909–1915). «Знаю, что многие найдут эту повесть безнравственной и неприличной, тем не менее, от всего сердца посвящаю ее матерям и юношеству» — гласит эпиграф к повести. Авторское посвящение не было услышано: книга вызвала не сочувствие и понимание, а, скорее, осуждение. Для большинства читателей тема «продажной любви» оказалась слишком щекотливой, чтобы говорить о ней на языке художественной литературы.
На первый взгляд, повесть «Яма» — жесткая, реалистичная и откровенная — не лучший материал для создания мюзикла. Гораздо органичнее было бы обратиться к таким пронзительным, нежным, чувственным историям, как в «Олесе» и «Суламифи», «Поединке» или «Гранатовом браслете». Впрочем, в спектакле Нины Чусовой собственно Куприна искать не нужно –— оригинальное музыкально-сценическое произведение создано по мотивам литературного первоисточника. А пикантность темы и обстоятельства жизни героинь этой, по сути, новой истории – всего лишь контекст для разговора о «громадном, великом чувстве, могучем, как мир». Парадоксально, но мюзикл «Яма» — спектакль о Любви. Вернее, о страшных, губительных и не всегда обратимых последствиях её полного отсутствия…
Больше года режиссер искала художественный прием спектакля, через который были бы оправданы рискованность и раскованность сюжета. И нашла, предложив подчеркнуть «кабаретную», игровую природу происходящего на сцене, не теряя драматической интонации спектакля. Сценические женские образы «а ля Тулуз-Лотрек» — с яркими париками, от фиолетового до рыжего, чулками в сетку и откровенными корсажами, гармонично рифмуются с темой кабаре.
Визуальный образ постановки —гигантскую решетку, занимающую всю заднюю часть сцены, — предложил художник-постановщик Павел Каплевич. Жизнь в клетке, за забором, визуальное разделение на «здесь и там», на «мы и они», ясно подчеркивает дуализм мира. Двойственная природа усилена фантазийными костюмами, которые трансформируются непосредственно на сцене. Для спектакля их сшито более 300, из самых разных материалов — от меха до бумаги.
Композитор мюзикла «Яма», русский француз Сергей Дрезнин, — автор музыкальных спектаклей, поставленных на сценах театров Вены, Берлина, Москвы, Зальцбурга, Нью-Йорка и других городов. Его предыдущий совместный проект с Театром музыкальной комедии из Екатеринбурга, мюзикл «Екатерина Великая», был номинирован в 2009 году на премию «Золотая Маска». Для мюзикла по Куприну композитор создал яркую и образную музыку, с которой актерам очень легко работать. В стилистике кабаре-мюзикла переплетаются элементы джаза и рока, баллады и романса.
В спектакле использован видеоряд в жанре немого кино эпохи Веры Холодной — 1910-х годов, когда и была написана повесть Куприна.
В мюзикле «Яма» заняты ведущие солисты, хор, балет и оркестр Свердловского театра музыкальной комедии.
Чусовой Пермского края является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.