Реалии сегодняшнего дня.
В условиях, когда падение индекса производства составляет 10% за год, что уже катастрофа, количество разоряющихся слишком большое, когда уже даже с рублевой наличностью дела обстоят плохо, можно говорить о том, что мы вошли в полосу реального кризиса, считает Александр Ольховский, Помощник депутата Госдумы.
По данным Александра Ольховского, наш город имеет около 260 тысяч предпринимателей, на долю занятых на рынке труда в малом и среднем бизнесе приходится около половины работающего населения. Если говорить о его структуре - традиционно более половины этого контингента занято в торговле, примерно еще 15-20% занято в бытовых и транспортных услугах, и только порядка 15% заняты производством.
Игорь Петров, Заместитель директора Департамента малого и среднего бизнеса Санкт-Петербургского филиала ПАО «Промсвязьбанк», рассказывает: «Мы, как банк, активно сотрудничаем на федеральном уровне с «Опорой России», общественной организацией российских предпринимателей. В партнерстве с ними мы разработали индекс деловых настроений «Индекс ОПОРы RSBI». Мы опрашиваем ведущих предпринимателей во всех отраслях экономики, и на основе этого составляем рейтинг. По итогам второй волны исследования за 4 квартал 2014 года Индекс бизнес-самочувствия показал падение до 39,8 пунктов. Это ниже целевого ориентира - 50 пунктов - среднего состояния. По прогнозам, падение будет реализовываться и далее. Падение в ожиданиях бизнесменов отражает реальную ситуацию в российской экономике».
Представитель среднего бизнеса Михаил Лягуш, Финансовый директор ПАО «Птицефабрика Роскар» сообщает, что после введения санкций-антисанкций на всей сельскохозяйственной отрасли это сказалось через повышение цен на кормовую составляющую. Если еще в сентябре товаропроизводители покупали тонну пшеницы за 7 800 рублей, то сегодня они покупают пшеницу за 12 500 рублей. Т.е. рост цен составил 60%.
Курс на импортозамещение
«Пока у нас 80% продовольственной продукции завозится из-за рубежа, мы не имеем шансов вырваться из зависимости. А значит, мы будем соблазнять мир «повыкручивать нам руки» при любом нашем движении, которое ему не понравится», - объясняет Александр Ольховский.
Мария Триндюк, финансовый директор компании «Балтийский хлеб», делится опытом их компании, которая существует на рынке уже 20 лет и успешно проходила и предыдущие кризисы: «Сейчас кризис конечно есть, и он чувствуется. Произошедшие в конце 2014 г события можно отнести к форс-мажорным обстоятельствам, т.к. спланировать их, а тем более предвидеть не представлялось возможным. Первое, что сказалось это введение санкций.
Мы покупали продукцию у российских поставщиков, которые ввозили ее из-за границы. Конечно, пришлось менять производителей и искать необходимые товары на отечественном и белорусском рынках. Причем, белорусский рынок тут же отреагировал поднятием цен, а некоторую продукцию было трудно найти. Например, ранее мы использовали устойчивые при взбивании французские сливки. В новых условиях найти российского поставщика аналогичного продукта было очень сложно. Сначала мы нашли поставщика сливок в Удмуртии. Причем, должны были внести предоплату, тогда как до этого мы покупали товар с отсрочкой платежа. Сложная ситуация была с фруктами и ягодами. Сначала, пока наши российские поставщики не поняли откуда их завозить, их просто не было на рынке. Мы столкнулись с ситуацией, когда украсить торт просто нам было просто нечем, и буквально каждый день наши кондитеры проявляли свое искусство чтобы создать продукт из того, чего нет.
В ноябре - декабре официальный курс рубля по отношению к мировым валютам, в т.ч. ЕВРО / Доллар США резко снизился (изменение курса составляет 80%-90%), изменение ключевой ставки ЦБ РФ, а также приостановка финансирования кредитными учреждениями субъектов предпринимательства привела к существенным изменениям во взаимодействии между предприятиями. Все это привело к очередному витку увеличения цен. Малина стала просто в два раза дороже, подорожало буквально все, даже включая гофрокороба у наших российских производителей».
Мария Триндюк продолжает: «Но все эти трудности преодолеваются. Компания Балтийский хлеб является многопрофильным предприятием и обладает диверсифицированными направлениями деятельности. Несмотря на непростые условия в экономике у Компании возникли существенные возможности по развитию продаж в адрес оптовых клиентов.
Актуальным также становится заключение договоров по направлению импортозамещения по поставке на рынок замороженных слоеных и хлебобулочных изделий, сендвичей и другой продукции для HoReCa, которая ранее поставлялась дистрибьюторами европейских заводов. Все это позволит бизнесу преодолеть кризисные факторы и даже обеспечить рост продаж в направлении B2B до 30%.
Мы достаточно долгое время пытались пробиться на рынок замороженныех полуфабрикатов слоеных и хлебобулочных изделий. Он был заполнен продукцией, которая возилась из Польши, Чехии, Германии. Там стоят огромные заводы, которые миллиардами все это производят. И эта продукция привозилась в нашу страну в больших количествах. Мы же в наши сэндвичи кладем помидорчики, огурчики, зеленый салатик, поэтому они имеют ограниченный срок хранения - 3 дня. А то, что ввозилось из-за границы в замороженном виде, имеет срок хранения 6 месяцев. Конечно, можно себе представить, что туда они туда положили, но, к сожалению, раньше мы не могли с этим бороться. А сейчас, в связи с ростом курса евро у нас появилась возможность захватить этот рынок. Причем, сэндвичи - это только маленькая его часть. Мы уже выиграли два тендера - на поставку нашей продукции компаниям «Лукойл» и «Газпром». Сейчас готовим ассортимент продукции для выхода на региональные рынки, ведем переговоры с крупными дистрибьютерами чтобы поставлять замороженные полуфабрикаты по всей России. На данный момент у нас разработан ассортимент, произведена дегустация и сейчас ведутся переговоры по цене. Я надеюсь, что это даст нам существенный толчок к развитию. И если при этом еще банковский сектор подставит свое плечо, российские предприятия найдут возможность хотя бы не повышать цены и удержаться в этой себестоимости, я уверена, что Россия только выиграет, но сейчас надо всем устоять».
Михаил Лягуш со своей стороны сообщает: «Птицефабрика «Роскар» все что можно купить здесь - покупает здесь. На европейском рынке мы покупаем витамины и микроэлементы, которые в России просто не производят. И выбор такой: либо кормить куриц только пшеницей, получая стандартное столовое яйцо, имея низкие показатели по яйценоскости куриц (не 320 яиц в год, а 270, причем еще курицы будут съедать больше корма), либо выходить на единый европейский рынок и платить евро за эти витамины, ввозить их сюда, давать птице и получать обогащенный витаминами и микроэлементами продукт. Мы идем по второму пути - тратим деньги чтобы получать качественный продукт».
Банковское «плечо»
Продолжая рассказ о трудностях переходного периода, Мария Триндюк добавляет: «Декабрьское повышение ключевой ставки ЦБ повлекло повышение ставок по всем действующим банковским кредитам. Прекратилось финансирование по возобновляемым линиям. 15 декабря, после того как ночью существенно подняли ставку ЦБ, мы не могли возобновить действующие овердрафты. Сначала нам их просто не выдавали, а потом из банка пришло сообщение, что они не знают по какой ставке нам выдать кредит! А нам-то надо работать! Тут надо все сырье купить по предоплате, чтобы не остановить производство. Весь декабрь жили в ситуации - главное не остановить производство: купить сырье хоть как-то где-то за любую цену, чтобы сделать продукт и продать».
Петров Игорь объясняет: «Декабрь был сложным не только для бизнеса, но и для банков. Поскольку банки - это тоже бизнес. Безусловно, для многих банков сложившаяся ситуация принесла негативные изменения. Они связаны в первую очередь с резким подорожанием финансирования, с невозможностью взять финансирование на западных рынках. Эта невозможность не в декабре реализовалась, а гораздо раньше. Все внешние рынки финансирования сейчас закрыты, и банкам просто негде взять дешевый ресурс. Соответственно, основным источником становится внутренний рынок, в частности тот же Центробанк, который регулятивно в декабре принял решение о подъеме ключевой ставки, чтобы остановить панику, связанную с девальвацией национальной валюты.Тем не менее, Промсвязьбанк не приостанавливал финансирование текущих заемщиков и своевременно продолжает исполнять все свои обязательства. Однако не все предприниматели, к сожалению, относятся к банковскому финансированию с должной долей ответственности».
А что теперь?
Алексей Мельников, заместитель председателя Северо-Западного банка ОАО «Сбербанк России» рассказывает про изменившуюся ситуацию: «Темп прироста кредитного портфеля корпоративных клиентов Северо-Западного банка Сбербанка России в январе 2015 года в два раза превысил темпы прироста января 2014 года. Так, по итогам января 2015 года кредитный портфель корпоративных клиентов вырос на 16,2 млрд рублей до 616,4 млрд рублей, прирост за месяц составил 2,7% (в январе 2014 года рост составил 1,2%). На 1 февраля 2015 года общий рост кредитного портфеля корпоративных клиентов составил 28,6% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. К тому же, Северо-Западный банк Сбербанка в конце марта снизил ставки по всей линейке кредитов малому бизнесу. Так, ставка по кредитам на оборотные цели на сумму 5 млн рублей сроком на один год снизилась на 2%, на два года – на 1,7%. Ставка по кредитам на инвестиционные цели на сумму 15 млн рублей сроком на три года снижена на 1,2%».
Сбербанк активно участвует в программах государственной поддержки в интересах бизнеса – в частности, обеспечивает кредитование под гарантии Агентства кредитных гарантий. Так, по продуктам линейки «Бизнес» для клиентов малого и микробизнеса привлечение гарантии АКГ в качестве обеспечения позволяет снижать ставку по кредиту на 0,5 – 1%, а по кредитной фабрике Сбербанка – до 4% в зависимости от срока кредитования. «С момента запуска программы под гарантии АКГ было выдано 138 кредитов на сумму 505 млн рублей (сумма гарантий – 264 млн рублей). В 2015 году Сбербанк планирует выдать под гарантии АКГ кредитов малому и среднему бизнесу на сумму более 60 млрд рублей. Благодаря тому, что АКГ учло предложения Сбербанка, стало возможным предоставление гарантий в качестве обеспечения по кредитам на оборотные цели субъектам малого и среднего предпринимательства», - говорит Алексей Мельников.
Игорь Петров продолжает: «Сейчас Промсвязьбанк уже 20 лет присутствует на рынке Санкт-Петербурга. Все это время мы вплотную работаем с малым бизнесом. Мы также являемся активным участником государственной программы Агентства Кредитных гарантий, а также сотрудничаем с «Фондом содействия кредитованию МСБ» Санкт-Петербурга. В плане кредитования сейчас наблюдается ужесточение условий в целом по рынку. Оно в первую очередь касается залогового обеспечения. Если раньше были варианты кредитования без залога, сейчас эти возможности сведены к минимуму. И здесь у клиентов Промсвязьбанка появляется возможность использовать инструменты государственной поддержки – гарантии АКГ, либо поручительство «Фонда содействия кредитованию МСБ». У нас процентная ставка по кредиту гибкая, мы ориентируемся на рейтинг заемщика. Если мы видим хорошие, ликвидные залоги, варианты хорошей эффективности бизнеса, то клиент может рассчитывать на более низкую ставку».
Не кредитом единым…
Банки со своей стороны оказывают поддержку бизнесу, и не только в плане кредитования. Игорь Петров объясняет: «Для нас целевым сегментом является именно поддержка действующего бизнеса, предпринимателей, которые ждут развития за рамками классического банковского кредитования. Потому что требования к залоговому обеспечению, различные требования к структуре бизнеса и ее финансовым показателям в классическом кредитовании высоки. В нашем банке около 10 тысяч предприятий обслуживается в сегменте малого и среднего бизнеса. По статистике порядка 10% из них имеют кредиты и финансирование на постоянной основе. Традиционно, у нас в секторе малого бизнеса очень мало компаний могут позволить себе банковский кредит. У Промсвязьбанка есть интересный проект - Венчурный Фонд, которому уже 2 года. Фонд создан в сотрудничестве с Всероссийской общественной организацией «Опора России», и ориентируется на поддержку молодежного предпринимательства. Венчурный Фонд финансирует предпринимателей до 35 лет, предоставляя возможность взять до 10 млн. рублей на срок до 5 лет. Основными условиями являются презентация проекта в Венчурном Фонде, т.е. его рентабельность, эффективность. Помощь оказывается людям, у которых есть идея, есть действующий бизнес, но не нет денег на его развитие».
Банку интересно обслуживать компанию комплексно, участвовать в развитии бизнеса клиента, Т.е. чтобы компания была клиентом банка не только в сфере ее финансирования, а обслуживала свои расчетные счета, проводила транзакционные операции, обслуживала свои зарплатные проекты, пользовалась дополнительными услугами, например, депозитами. «Все это можно в Промсвязьбанке реализовать с высоким уровнем качества и сервиса и именно на этом строятся с компанией взаимоотношения. - добавляет Игорь Петров. - Поэтому, когда мы говорим о ставке по кредиту, надо рассматривать все в комплексе. Стоимость обслуживания в банке не измеряется только ставкой по кредиту, она измеряется и дополнительными услугами, которые компания использует».
«Помимо основной цели – возврата денежных средств, банк преследует и другую, нематериальную – он заинтересован в развитии бизнеса своего клиента. Кредитные средства позволяют расширить свой бизнес, нарастить продажи, увеличить объемы производства. И вместе с этим клиент увеличивает количество услуг, которыми он пользуется в банке, что, в свою очередь, увеличивает комиссионный доход для банка. И уже тем более, если клиент шагает на другую ступень развития – в сегмент среднего бизнеса. Это уже совсем другие обороты и другие условия обслуживания», - добавляет Алексей Мельников.
Кроме того, Северо-Западный банк Сбербанка в 2014 году провел 600 обучающих мероприятий для 6 тысяч представителей малого бизнеса общей продолжительностью более 1 800 часов. Обучающие семинары, тренинги и круглые столы проходили фактически дважды в неделю в рамках программы Сбербанка по нефинансовой поддержке малого бизнеса.
«На протяжении ряда последних лет мы активно содействуем нефинансовой поддержке малого бизнеса. Каждое малое предприятие в перспективе развивается в более крупный бизнес, внося все больший вклад в экономику региона. По обратной связи от клиентов мы видим, что наши семинары и тренинги позволяют им более эффективно выстраивать процессы, оптимизировать издержки и максимально быстро развиваться на рынке. Поэтому мы продолжим практику поддержки предпринимателей не только предлагая кредитные и сервисные продукты, но и повышая уровень финансовой грамотности», - заключает Алексей Мельников.