Представители надзорных органов и органов власти Курганской области провели совместное совещание для решения вопросов взаимодействия при реализации постановления Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 года №1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре».
С 12 января 2015 года контрольно-надзорные органы начали руководствоваться в своей работе Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 № 1. Как и всякий вступающий в силу новый нормативный документ, Положение вызывает ряд вопросов относительно порядка его реализации и взаимодействия заинтересованных структур. В этой связи Управлением Росреестра по Курганской области совместно с представителями территориальных управлений Россельхознадзора и Росприроднадзора в Курганской области, Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области проведено совещание о реализации полномочий, предоставленных указанным постановлением.
От Управления Росреестра в рассмотрении вопросов приняли участие заместитель руководителя А.А. Артюхов и начальник отдела государственного земельного надзора А.В. Рыбин.
В своем выступлении А.В. Рыбин отметил, что в соответствии с Положением о государственном земельном надзоре в текущем году Управление Росреестра применяет годовое планирование проверок не только юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, но и физических лиц. Проверки в отношении всех субъектов проводятся в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Основным вопросом явилось обсуждение перечня документов, представляемых муниципальными земельными инспекторами по результатам проведенных проверок в Управление Росреестра на рассмотрение. Специалистами Управления высказана своя позиция относительно необходимого комплекта документов, состав которых будет способствовать всестороннему и объективному рассмотрению материалов проверки и, соответственно, принятию обоснованного решения о привлечении виновных к ответственности, впоследствии сводящего к минимуму возможность судебного оспаривания не в пользу контролирующих органов. Документом, регламентирующим данный аспект взаимодействия, может стать областное положение о муниципальном земельном контроле, проект которого в настоящее время находится на стадии согласования.
Представителем Управления Россельхознадзора в качестве проблемного был обозначен вопрос понятия муниципалитетами объема полномочий при проведении муниципального земельного контроля. Единым стало мнение участников совещания о том, что земельный контроль в рамках границ поселений включает не только проверки использования земель отдельного населенного пункта, но и земель сельскохозяйственного назначения, лесного фонда, а также других категорий.
Отдельной главой в ходе совещания были затронуты вопросы изменения полномочий контрольно-надзорных органов, предоставленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, внесенные Федеральным законом от 08.03.2015 №46-ФЗ.
Теперь в компетенцию государственных земельных инспекторов Росреестра не входит составление административных материалов по нарушениям, связанным с уничтожением или повреждением специальных знаков (ст. 7.2), самовольной уступкой права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом (ст. 7.10), а также неиспользованием земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (Закон №101-ФЗ), для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным законом (ч.2 ст.8.8). При этом начальник отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора С.В. Извеков подчеркнул, что ст.8.8 КоАП РФ позволяет привлекать к ответственности лиц, допустивших нарушения на земельных участках, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, не смотря на то, что данный вид разрешенного использования не относится к сфере регулирования Закона №101-ФЗ.
Кроме того, изменен состав статей Кодекса по составлению протоколов об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства. Так, исключена возможность привлечения к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, в то же время, инспекторы наделены правами составления протоколов по ч.ч.25 и 26 данной статьи.
Следует отметить, что по анализируемым статьям в целом увеличены штрафные санкции. Чаще всего применяемая в практике специалистов Управления Росреестра, осуществляющих функции государственного земельного надзора, ст.7.1 КоАП РФ «Самовольное занятие земельного участка» из формального состава переведена в материальный.
По итогам проведенной встречи участниками достигнута договоренность о взаимном обмене сведениями о выявленных в ходе проверок нарушениях путем направления информационных писем в сроки, установленные Положением о государственном земельном надзоре. Представляется, что такое сотрудничество должно быть максимально открытым и комфортным для всех заинтересованных структур, что позволит увеличить результативность работы ведомств.
Также участниками подтверждена целесообразность дальнейшей реализации плана-графика проведения информационно-разъяснительных мероприятий по организации муниципального земельного контроля на территории Курганской области: в течение текущего года предстоит к проведению еще девять межмуниципальных семинаров-совещаний по вопросам государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля для органов местного самоуправления.