Один из распространенных вопросов, с которым обращаются граждане в Управление Росреестра по Пермскому краю: Какие документы необходимо подавать на государственную регистрацию прав на недвижимость и можно ли их направить почтой?
Отвечает Светлана Трофимова, начальник межмуниципального отдела по Дзержинскому (правый берег), Кировскому районам г.Перми.
Управление Росреестра по Пермскому краю является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, к основным задачам которого отнесено, в частности, осуществление государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. При этом исполнение данной функции осуществляется регистрирующим органом в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации).
На сайте Управления www.to59.rosreestr.ru в разделе «Регистрация прав» размещены подготовленые Росреестром типовые стандарты взаимодействия с заявителями при предоставлении государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении отдельных регистрационных действий, включающие перечни документов, необходимых для предоставления соответствующей услуги и размеры государственной пошлины.
Законом о регистрации предусмотрена возможность направления заявителем заявления о государственной регистрации прав и иных документов, необходимых для государственной регистрации прав, в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении.
В этом случае указанные документы должны быть нотариально удостоверены.
В почтовом отправлении должны быть:
1) заявление о государственной регистрации прав, форма и требования к его заполнению утверждена приказом Минэкономразвития РФ от 29.11.2013 № 722 (Приложение № 1);
2) документ, удостоверяющий личность заявителя(ей) (нотариально заверенная копия документа, удостоверяющего личность физического лица (правообладателя, а также представителя данных лиц, если заявителем является представитель));
3) правоустанавливающий документ. В силу Закона о регистрации основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
- акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
- свидетельства о праве на наследство;
- вступившие в законную силу судебные акты;
- акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
- иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Указанные документы представляются не менее, чем в двух экземплярах - подлинниках, за исключением актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления, а также актов судов, установивших права на недвижимое имущество, которые представляются не менее чем в двух экземплярах один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю.
Таким образом, документы – основания не требуют нотариального удостоверения.
4) За государственную регистрацию взимается государственная пошлина. В соответствии с Законом о регистрации представление документа об уплате госпошлины не требуется. Заявитель вправе представить документ об уплате госпошлины вместе с заявлением и иными необходимыми для государственной регистрации прав документами при направлении почтой.