Прежде, чем приступить к выяснению вопроса, определимся с тем, что такое «удобный» сотрудник. Таким, как правило, называется человек неконфликтный, внешне приятный, а иногда и очень работоспособный. Слово «иногда» здесь несет некую иронию, так как нередко руководители больше ценят лояльность (даже угодливость), а не профессионализм.
В чём же мотивация таких начальников? Почему они занимают свои посты? Некоторые делают карьеру, чтоб больше зарабатывать, кто-то любит повелевать, есть и такие, которые за счет статуса компенсируют личностные проблемы. И двум последним «типам» нужны, как не жаль, «преданные вассалы». В талантливых «мятежниках» они видят угрозу своему «Я». Поэтому у таких руководителей «неудобный» сотрудник может поплатиться за то, что имеет свою точку зрения. Кстати, таковой может и не быть, боссу просто может показаться, что к его «эго» есть претензии в виде способностей, например, внешних данных, «неуживчивости» характера.
«Удобный» же работник может быть действительно добрым человеком, но часто это равнодушный, ранее «повоевавший» с начальниками человек, которому не хочется больше ввязываться в перипетии – «моя хата с краю, ничего не знаю». Что ж, человек вправе заниматься на рабочем месте работой, и не выяснять с кем-либо отношений.
«Неудобным» сотрудник является для начальника, порой, не столько из-за характера, сколько из-за определенных требований к своей персоне. А в особо сложных случаях неприязнь руководителя основывается на каких-то ассоциациях, которые связанны с похожим человеком. Довольно часто начальник и сам толком не понимает, что его смущает или настораживает в том или ином человеке. Вопрос в том, как повлияет «штамп» на действия руководителя. А ведь «неудобный» может хорошо работать, но уйдет из коллектива, где к нему плохо относятся.
Также хочется отметить, что в некоторых коллективах «нормальность» поведения какая-то своя. Например, нормой является употребление сленга, и даже грубость. Еще некоторые руководители не принимают на работу женщин, которые не умеют одеваться. Тогда как вердикт о вкусе той или иной дамы выносится женой босса.
Таким образом, получается, что «корпоративная культура» – это система ценностей, которой придерживается всего лишь данный начальник. Но мужество руководителя заключается в том, чтоб принять и работать с сотрудником, который может вызывать определенные негативные эмоции. Зрелый лидер должен понимать, что «плюсами» могут оказаться и «минусы».