Несмотря на поручение Президента и рост дефицита бюджетов, многие регионы не только не снизили затраты на информационное освещение деятельности органов власти на местах, но и в ряде случаев даже нарастили их.
В Мурманской области поручение главы государства оптимизировать расходы на информирование населения о деятельности органов государственной власти выполнили. Анализ расходов областного бюджета провели эксперты рабочей группы ОНФ «Общество и власть: прямой диалог». В 2015 году затраты из региональной казны на освещение в средствах массовой информации составило 44 млн. рублей, что на 4,7 млн. или 9,7 % меньше, чем в 2014-м.
Между тем, в ходе реализации проекта «ЗА честные закупки» активисты обнаружили несколько лотов на оказание услуг по информированию жителей г. Мурманска о событиях жизни муниципального образования и деятельности Совета депутатов г. Мурманска, которые содержат требования к исполнителям контрактов в виде уверенного приема теле- и радиопередач на территории проживания не менее 70-80% населения региона. В географию вещания включены Заозерск, Заполярный, Кандалакша, Кировск, Ковдор, Ловозеро, Мончегорск, Мурманск, Оленегорск, Полярные Зори, Североморск, Териберка, Туманный и Умба.
Сопредседатель регионального отделения ОНФ, руководитель рабочей группы «Общество и власть» Лариса Круглова: «Мы направили обращение в адрес главы муниципального образования город Мурманск Алексея Веллера с просьбой оценить целесообразность включения в конкурсную документацию дополнительных требований к охвату вещания. Я думаю, что в той же Умбе или Териберке местным жителям интереснее будет узнать о результатах деятельности своих органов власти. По конкурсу информирование предназначено именно для жителей областного центра», - заявила Круглова.
По мнению активистов ОНФ, внесение изменений в конкурсную документацию позволит увеличить количество участников открытого конкурса и сэкономить средства бюджета муниципального образования.
Возвращаясь к расходам на информационное обслуживание населения, в центральном штабе ОНФ отмечают, что общая сумма запланированных расходов в наступившем году по России составляет 36 млрд 235 млн 288,3 тыс. руб. (для сравнения - это 8,4% от объема дефицита федерального бюджета на 2015г.). Согласно прошлогоднему анализу экспертов ОНФ, запланированные расходы на СМИ на 2014г. составили 33 млрд руб. Таким образом рост трат регионов на информационные услуги увеличатся более чем на 3 млрд руб.
Лидер рейтинга прежний - это Москва, причем запланированные траты на СМИ столица увеличила на 2,4 млрд руб. - до 13 млрд 590,4 млн с прошлогодних 11 млрд 184,3 млн руб.
Второе место занимает Московская область: ее расходы также увеличились - с 2 млрд 948,3 млн руб. в прошлом году до 3 млрд 34,2 млн руб. - в нынешнем.
На третьем месте оказался Ямало-Ненецкий автономный округ с запланированными расходами на СМИ в 1 млрд 798,6 млн руб., здесь рост составляет более 600 млн руб. по сравнению с тратами 2014 г. (1 млрд 186,8 млн руб.).
А вот прошлогодний обладатель «бронзы» - Санкт-Петербург, занявший в этот раз лишь 4-е место, бюджетные расходы по данной статье стали немного меньше - 1 млрд 241,3 млн руб., тогда как в 2014г. они составляли 1 млрд 307,6 млн руб.
Запланированные траты Республики Татарстан (5 место) выросли на 16 млн - с 1 млрд 152,5 млн руб. в прошлом году до 1 млрд 168 млн 687,5 тыс. руб. - в текущем.
Помимо этого, в десятку регионов, запланировавших самые большие суммы на СМИ, вошли Республика Саха (Якутия) - 1 млрд 1,09 млн руб., Чеченская Республика - 947,2 млн руб., Республика Башкортостан - 830,5 млн руб., ХМАО - Югра - 823 млн 229,7 тыс. руб. и Краснодарский край - 643 млн 723,6 тыс. руб.
Эксперты ОНФ одновременно составили рейтинг запланированных трат в расчете на одного жителя региона. Он также показал, что прошлогодние лидеры аналогичного списка не стремятся сдать свои позиции.
Так, самые крупные расходы в 2015г. в расчете на одного жителя региона оказались у Ненецкого АО (5483,83 руб.), где проживает чуть более 43 тыс. человек. В соседнем с ним Ямало-Ненецком АО и сравнимом с ним по числу жителей и сложным климатическим условиям Чукотском АО цена информирования граждан оказалась почти в два раза дешевле: соответственно 3332,77 руб. и 2154,28 руб. Столица тратит в целом на информирование одного москвича о своей деятельности больше самого большого по протяженности региона страны – Якутии (1048,49 руб.) – 1122,41 руб.
Скромно на этом фоне выглядят расходы на информационные услуги в расчете на одного жителя региона во Владимирской области (10,81 руб.), Амурской (12,33 руб.), Саратовской (14,55 руб.), Смоленской областях (15,15 руб.), Забайкальском крае (17,87 руб.), Кемеровской (21,40 руб.), Волгоградской (26,80 руб.), Ярославской (27,29 руб.), Курганской (37,84 руб.) и Калининградской областях (38,72 руб.).
«Наше исследование зафиксировало, что поручение президента об оптимизации расходов на пиар на сегодняшний момент не выполнено. И этом несмотря на то, что президент РФ Владимир Путин в своем послании призвал сократить неэффективные расходы бюджетов всех уровней минимум на 5%. Как и в прошлом году, единого подхода к тратам на информирование граждан на местах не существует: в одних регионах расходы в пересчете на одного жителя могут превышать 5 тыс. руб., а в соседних - не дотягивать и до 50 руб. Вероятно, что планируются не объективно необходимые траты, а расходы на пиар местной власти. ОНФ не раз обращал внимание на то, что, несмотря на растущие цифры бюджетных трат, региональная и муниципальная пресса зачастую находится на грани выживания. А небольшие деньги, все же доходящие до редакций, превращаются в «плату за молчание», когда ради сохранения издания в сложных экономических условиях руководитель заключает договоры на оказание губернатору или мэру «информационных услуг» и этим лишают себя возможности поднимать острые, актуальные темы, ориентированные на интересы читателей, повышая экономический спрос на свою продукцию. Поэтому такой рост бюджетов «на СМИ» нас вовсе не радует. Необходимо разработать единый подход к формированию расходов на СМИ, привязать его к численности населения, географическому положению региона, дефициту бюджета. Мы завершаем анализ закупок регионов информационных услуг за прошлый год и на основе выводов о запланированных и реально осуществленных трат представим свои предложения Минфину. Эту проблематику мы намерены поднять также на втором Медиафоруме ОНФ, который пройдет этой весной», - отметила сопредседатель Центрального штаба ОНФ Ольга Тимофеева.
Ковдор Мурманской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.