В процессе перехода телевещания с аналогового на цифровое в России, как и во всем мире, были установлены передатчики-мультиплексы. Сегодня на Ставрополье в тестовом режиме 2 мультиплекса обеспечивают работу 20-ти каналов. В первый мультиплекс, согласно указу Президента РФ, вошли федеральные каналы, во второй, по решению Федеральной конкурсной комиссии, развлекательные или информационные каналы российского значения. Однако среди этих 20-ти каналов не нашлось места региональным каналам. Регулятор предложил им начать вещание в кабельной сети со своим собственным контентом. Такое вещание начал и телеканал АТВ-Ставрополь. Это было 2,5 года назад. Уже год спустя кабельные каналы по всей стране заняли свое достойное место, в том числе в рейтинге и в телесмотрении, несмотря на то, что они находились в кабельных средах, в Интернете и в соцсетях. Так появился хороший региональный продукт со своим лицом.
Сегодня сложилась парадоксальная ситуация: если в аналоговом вещании, когда каналов было ограниченное количество, в каждом маленьком регионе находилось место одному-двум, а в развитых – пяти-десяти каналам, то в эпоху цифрового вещания, когда каналов станет заведомо больше, мы можем попросту лишиться регионального телевидения. Такое мнение высказывает генеральный директор АТВ-Медиа Холдинга Валерий Голубовский.
Напомним, что с 1 января 2015 года вступил в силу закон о запрете размещения рекламы на платных кабельных каналах. Однако в случае существования только за счет муниципального и краевого заказа региональное телевидение может утратить свою объективность и будет неинтересно зрителю.
– Мы попытались объяснить регулятору, что региональное телевидение ни в одной стране не может быть платным. Зритель хочет быть в курсе местных событий и не привык платить за региональное телевидение, в равной степени как и за федеральные каналы. Мы не Discovery, не ночной, развлекательный или спортивный канал. Мы являемся каналом регионального значения, наша главная задача – информирование местных жителей о происходящем в регионе. Наш регион – сложный регион, отбирать у губернатора рычаг информирования населения – значит вернуться в начало 90-х, когда был один краевой государственный информационный канал. Мы попытались объяснить регуляторам, что без рекламы каналам не выжить, люди лишатся информации, что недопустимо. Началась серьезная борьба за то, чтобы региональное телевидение могло размещать рекламу, – рассказывает Валерий Голубовский.
В эту непростую ситуацию был посвящен губернатор, депутаты Госдумы, в частности Ольга Тимофеева. которые поддержали кабельные каналы. В Национальной ассоциации телерадиовещателей был создан антикризисный штаб от региональных телевизионщиков и написано письмо Президенту с разъяснением ситуации. Общероссийский народный фронт активно подключился к решению вопроса и проблема сдвинулась с мертвой точки.
Сопредседатель Центрального штаба ОНФ Ольга Тимофеева выступила с инициативой о внесении изменений в законы «О средствах массовой информации» и «О рекламе», согласно которым региональные телеканалы смогут обойти запрет на рекламу в том случае, если сетка их вещания состоит из национальной продукции.
Поясним, что под «национальной продукцией» понимается продукция СМИ, созданная гражданами России, организациями, зарегистрированными в стране, а также по заказу российского СМИ. Она должна быть выполнена на русском языке либо на других языках народов России, иностранные инвестиции в производство не должны превышать 50%.
По мнению Валерия Голубовского, новая поправка небесспорна, так как не только ставит кабельные каналы в невыгодные условия по сравнению с цифровым вещанием, но и потому, что такая установка малореальна ввиду многообразия мира и вкусовых предпочтений зрителей.
23 января законопроект ОНФ, разрешающий рекламу на платных кабельных каналах и спутниковых телеканалах с российским контентом, был принят Государственной думой в первом чтении. Это решение Ольга Тимофеева назвала революционным:
– Таким образом мы хотим сохранить социально-экономическую независимость региональных и муниципальных каналов, но, с другой стороны, мы хотим популяризировать и дать импульс развитию собственной национальной продукции», – пояснила она.
– Благое решение Народного фронта помочь региональным каналам встречено сообществом регионального телевидения с глубокой благодарностью, с уважением и со всеми яркими добрыми чувствами, – признается Валерий Голубовский.
Следующим шагом мог бы стать разговор законодателей с медиасообществом – с теми, кто создает региональное телевидение:
– Самая большая проблема нашего общества в том, что многие люди во власти разговаривают не с профессионалами, а с регуляторами отрасли, и в результате мы получаем неверные решения, – считает генеральный директор телекомпании АТВ-Ставрополь.
Законопроект Народного фронта демонстрирует понимание «фронтовиками» значимости регионального телевидения для местных жителей:
– Нет ничего ближе и лучше для зрителя, чем региональное телевидение, откуда мы узнаем обо всех местных новостях. К нему нужно относиться точно так же, как к остальным каналам. С уважением, – отметил Валерий Голубовский.