Депутат Заксобрания Нижегородской области V созыва, генеральный директор ОАО «Арзамасский приборостроительный завод имени П.И. Пландина» Олег Лавричев выступил одним из инициаторов направления в федеральные органы власти Обращения о необходимости снижения ключевой ставки Банка России и докапитализации региональной банковской системы.
Это предложение было поддержано на заседании комитета по экономике, промышленности и поддержке предпринимательства Законодательного собрания Нижегородской области, состоявшемся 21 января.
Обращение Олега Лавричева было адресовано председателю комитета Михаилу Гапонову (текст опубликован ниже). В результате комитетом было принято Обращение областного Законодательного собрания в адрес председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева, председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, председателя Госдумы ФС РФ Сергея Нарышкина, а также председателя Центрального Банка РФ Эльвиры Набиуллиной.
Обращение депутата Заксобрания V созыва, генерального директора ОАО «АПЗ» Олега Лавричева к председателю комитета по экономике, промышленности и поддержке предпринимательства ЗС НО Михаилу Гапонову.
Уважаемый Михаил Викторович!
В декабре после резкого повышения регулятором ключевой ставки, которая является главным ориентиром для банков в отношении стоимости кредитных ресурсов, ставки по корпоративным кредитам существенно выросли. Необходимо как можно скорее вернуться к прежнему уровню ставки.
Целью повышения ставки ЦБ было преодоление рублевых интервенций на валютный рынок, что привело к понижению курса рубля. На коротком отрезке это сработало.
Однако, когда ключевая ставка Банка России была 5,5%, цена кредита для конечных заемщиков была чуть меньше 10%, а при ключевой ставке 17% цена займа уходит сильно за 20%. Почти для всех заемщиков, кроме экспортеров, ситуация становится запретительной. Необходимо решить вопрос о предоставлении ликвидности наиболее уязвимым секторам экономики, в частности предприятиям оборонно-промышленного комплекса, так как рентабельность при производстве изделий спецтехники не превышает 6-8%, через возможность получения больших объемов рефинансирования. Необходимо срочно запустить механизм адресного финансирования (кредитования). Создать нормативную базу и определить отрасли и стратегически важные предприятия, которым необходимо обеспечить кредитование на приемлемых для них условиях, а также обеспечить увеличение объемов бюджетных гарантий и упрощение механизмов их предоставления по аналогии с теми, которые были в 2008 году для системообразующих предприятий реального сектора.
Чтобы можно было максимально быстро выдать гарантию – за неделю, также нужно сформировать новые кредитно-финансовые механизмы стимулирования промышленности. В этой связи чрезвычайно актуальной является роль значимых региональных банков, активно кредитующих реальный сектор экономики.
Считаю необходимым напомнить о том, что 28 февраля 2014 года на совещании у председателя Правительства РФ Д.А. Медведева, Минобороны, Минфину поручено проработать вопрос о существенном сокращении размера процентной ставки по кредитам, привлекаемым организациями ОПК, установив его на уровне не более 6-7% годовых. Минфином России предложено, в частности, введение упрощенного порядка рефинансирования кредитов для организаций ОПК. Кроме того, данный вопрос был доложен Президенту РФ в мае 2014 года. Президентом также дано поручение Правительству до 1 сентября сформировать Фонд развития промышленности в целях повышения доступности займов на финансирование проектов в соответствии с приоритетами.
Необходимо отметить, что при заключении среднесрочных контрактов на поставку продукции по ГОЗ в 2012-2014 гг. утверждение твердых фиксированных цен производилось в условиях стабильной экономики с использованием индекса-дефлятора менее 5%. Производить продукцию по заранее утверждённым твёрдым фиксированным ценам при существующем уровне инфляции становится убыточно. Кроме того, по вновь заключаемым договорам ГОЗ предусмотрено существенное уменьшение размера авансовых платежей, что также оказывает влияние на увеличение себестоимости изделий. Инфляционные ожидания сказались на подорожании комплектующих и материалов свыше 15%, также не учтенных при формировании цен на продукцию ГОЗ, что в итоге делает производство невозможным.
Увеличение процентной ставки по кредитам также увеличивает себестоимость выпускаемой продукции, а возможное снижение платёжной дисциплины может привести к кассовым разрывам. Всё это может повлиять на производство вплоть до полной остановки выпуска изделий спецтехники. Это также является одной из причин замедления темпов технического перевооружения предприятий ОПК, так как резко увеличилась стоимость приобретаемого импортного высокоточного оборудования, которое не выпускается в нашей стране.
Помимо этого следует учитывать, что обратный процесс снижения процентных ставок по кредитам и возврат к исходному уровню потребует значительных усилий и длительного времени.
Таким образом, во избежание губительного для предприятий реального сектора роста процентных ставок по кредитам и обеспечения необходимой ликвидности банковской системы, и в особенности на региональном уровне, представляется целесообразным безотлагательно обратиться в федеральные органы власти Российской Федерации о необходимости снижения ключевой ставки Банка России и докапитализации региональной банковской системы.
О.В. Лавричев,
депутат Законодательного собрания Нижегородской области.