Весь прошлый год в производственных подразделениях Арзамасского приборостроительного завода шло планомерное внедрение инструментов 5S, о чем мы неоднократно писали. Об итогах этой работы и планах на 2015 год – в беседе с начальником отдела бизнес-анализа Игорем Лебедевым.
– Игорь Николаевич, как начиналась реализация проекта «Бережливое производство» на АПЗ?
– Бережливое производство – это производственная система, направленная на борьбу с действиями, которые не приносят ценности для потребителя. За счет их снижения повышается производительность труда. В 2012 году для организации этой работы и был создан наш отдел.
В первый год больших успехов достичь не удалось. Мы столкнулись с непониманием со стороны многих подразделений. В 2014 году в работе применили системный подход. На предприятии был издан приказ, согласно которому в десяти подразделениях выбрали по два участка (производственный и складской), где были реализованы пилотные проекты по внедрению системы 5S. Основными задачами в этой работе стали наведение порядка (создание «базовой надежности») и повышение культуры производства.
– Какие результаты?
– Прогресс налицо. Теперь эти участки являются образцовыми для дальнейшего внедрения инструментов Бережливого производства на заводе. Например, в цехе №65 до наведения порядка на склад ГСМ невозможно было зайти, теперь туда въезжает электрокар. А на складе планово-распределительного бюро (ПРБ) после сортировки освободили четверть площади. В цехе №57 также приятно удивили результаты проведенной работы на складе ПРБ. В цехе №55 организовали новый склад рядом с производством, что на 70% повысило эффективность производственных процессов. Теперь сотрудникам цеха не приходится ходить на склад в другой корпус. Хорошие результаты достигнуты и в цехах №№51, 56.
– С какими трудностями столкнулись в работе?
– Достичь максимального результата мешали объективные причины. Мы не смогли запустить проект на складе ПРБ в цехе №55 из-за реконструкции этажа. В результате продолжились работы на складе внешней логистики, который мы называем «прозрачным». Похожая история в цехе №54: выбранный склад потребовал срочного ремонта, поэтому работы перенесли на полгода. Также в бюро инструментального хозяйства механических цехов №№53 и 56 из-за большой номенклатуры изделий до сих пор идет процесс введения адресов позиций в MFG/Pro.
Еще одна трудность – нескоординированность служб. Так, из-за того, что вовремя не были залиты полы в помещении или не доставлена промышленная мебель, срывались графики выполнения намеченных работ.
Важно понимать, что показатель работы склада – это время выдачи необходимого инструмента. Если навести порядок и правильно организовать логистику, каждый сотрудник цеха без проблем сможет найти любую позицию и без кладовщика. Вспомните склады IKEA: заходим на сайт магазина, находим товар и место, где он лежит, потом приезжаем в магазин, не заходя в торговый зал, приходим на склад, берем с полки товар и оплачиваем на кассе. Если меняется кладовщик, дело от этого не страдает.
– Какие еще нововведения были в прошлом году?
– Мы ввели на предприятии «коэффициент доставки» – показатель качества взаимоотношений подразделения-поставщика и подразделения-потребителя. Коэффициент – очень жесткий: если поставщик своевременно не осуществил поставку – ноль, поставил не в требуемом объеме – ноль. Как правило, этот показатель выше единицы не бывает, и подкорректировать его нельзя. Было выпущено Положение о премировании, привязанное к этому показателю. Сейчас необходимо распространить его во всех подразделениях завода.
– Не планируется ли поддержать вашу работу каким-либо программным продуктом?
– Бережливое производство и внедрение ERP-систем – вещи перпендикулярные. Сначала нужно выправлять процессы на производстве, а только потом внедрять программные продукты.
– Изменилось ли отношение сотрудников завода к работе вашего отдела?
– Изменилось. Сотрудники, особенно рабочие, видят в нас поддержку. Люди хорошо реагируют на мероприятия по организации их рабочего места. Для многих новая мебель, инструмент и хорошие условия труда – это показатель заботы, нематериальная мотивация. Хотелось бы, чтобы и руководители подразделений с энтузиазмом и пониманием относились к нашей работе.
– Какие планы на этот год?
– Главная задача – развернуть подобные проекты на всех производственных участках в механических цехах, а также начать внедрение 5S во вспомогательном производстве. Мы пока не трогали «сборку» и цеха спецпроцессов. Это связано со спецификой работы этих подразделений. В 2015 году планируем начать внедрение 5S в литейном цехе.
Мнения
Андрей Гуров, ведущий бизнес-аналитик отдела бизнес-анализа ОАО «АПЗ»:
– Работа по внедрению 5S на складе готовой продукции цеха №57 началась в августе, после того как привезли и установили мебель. За пять месяцев списали неликвиды, провели сортировку. Даже и не думали, что придем к такому хорошему результату: до внедрения 5S на участке было сложно пройти, на полу постоянно стояли какие-то коробки, теперь многие полки пустые, проходы освободились. Благодаря адресному хранению материалов значительно упростился и ускорился поиск необходимых позиций.
Внедрение пилотного проекта проходило и на участке автоматов. Здесь сделано зонирование, появились новые верстаки, инструментальные тумбы. Наладчик Александр Урняев провел ревизию оснастки, благодаря чему упорядочилось ее хранение. Теперь весь инструмент под руками.
Олег Коровин, зам. начальника цеха №50:
– На участке обрабатывающих центров у рабочих появились новые тумбочки, верстаки, стеллажи, шкафы для хранения инструмента. Станки были частично разобраны, кожухи от их гидростанций сняты и заменяли столы. Теперь все приведено в соответствие. Все работники участка включились по возможности в эту работу: наладчики и операторы, технолог Татьяна Зублюк, мастер участка Евгений Дуруев.
Большая работа проведена и на складе металлов. Списали неликвиды, установили новые стеллажи для комплектующих, организовали адресное хранение. Даже разработали собственную инструкцию по поиску необходимых материалов.
Екатерина Тихова, мастер участка сушки и заливки цеха №55:
– Мы навели капитальный порядок на участке. Работы проводились совместно с переездом в новое помещение после ремонта, что сильно упростило задачу. Убрали все лишние приспособления и оснастку. Остальной инструмент разложили по частоте применения. Провели зонирование. Результат нас порадовал.
Подготовила Татьяна Ряплова.
Фото отдела бизнес-анализа. На снимках: склад готовых деталей штампового цеха до 5S и после.