В российской традиции предновогодний декабрь – месяц итогов и сверки результатов, и пусть Иран живет по другому календарю (до Ноуруза еще почти 3 месяца), но для обеих стран уходящий 2014 был непростым, с калейдоскопом бурных событий. Что было главным, какие параллели просматриваются и какие перспективы видятся.
Падение мировых цен на нефть, случившееся под занавес года и породившее панику на российском валютном рынке, в сочетании с санкциями подвергло экономические прогнозы кардинальному пересмотру. Иранская экономика также в немалой степени зависит от нефтянки, да и давление санкций выше: и по объемам, и по времени. Однако никто не сомневается в его региональном первенстве и уж тем более в его перспективах.
Отмены антииранских санкций и, соответственно, иностранных инвестиций ждут. Ждут все, кто занимается делом (бизнесом), причем в большей степени сами иностранные инвесторы, стоящие в «листе ожидания» отмены этих санкций – тут пахнет хорошими деньгами. Для России, введенные в 2014 году санкции и противосанкции могут стать тем импульсом силы, который подстегнет экономику, доселе подпитываемую «нефтяным дурманом», и даст дорогу импортозамещению в большинстве секторов народного хозяйства.
Если говорить о секторах, то, например, решение вопроса набившего оскомину Западу «иранского атома» вновь отложено до июля 2015 года и за кулисами отсрочки выглядывает политическое шулерство Вашингтона, Эр-Рияда и Тель-Авива. Зато экономическая составляющая программы развития ядерной энергетики Исламской республики нашла поддержку подписанием «атомного контракта» между Москвой и Тегераном – и это уже вопрос наших двусторонних экономических отношений. На очереди воплощение в жизнь ряда масштабных проектов в сфере энергетики и транспорта.
Причем разворот негативной тенденции последнего времени в российско-иранском товарообороте и выход на давно декларируемое стратегическое партнерство возможны только при изменении парадигмы ведения финансовых операций с Ираном, что является приоритетом для обеих стран. Тому примером декабрьские соглашения Россельхознадзора на поставку в Россию иранской сельхозпродукции, от рыбы и морепродуктов до овощей и зелени, вполне возможно, с расчетами в рублях.
Взгляд в историю показывает, что и Россия и Иран способны в тяжелые времена мобилизоваться и найти решения самых сложных проблем. Похоже, именно это, к радости сторонников российско-иранского сближения, и предстоит увидеть миру в наступающем 2015 году. Имея во многом общее понимание причин возникновения и путей решения политических проблем в Ближневосточном регионе от Сирии до Афганистана и от Ирака до Йемена, в экономическом взаимодействии Ирану и России предстоит перейти в активную фазу. В повестке дня для России и Ирана стоят вопросы взаимодействия в атомной, энергетической, нефтегазовой промышленности, металлургии, сотрудничества в области биотехнологий, медицины, экологии, освоения космоса; совместные усилия по повышению эффективности лесного и рыбного хозяйства, осуществление масштабных проектов на транспорте и др.
В этом участникам внешнеэкономической деятельности обеих стран подспорьем являются выставки, в частности 4-ая Международная Выставка инноваций и технологий Inotex-2015, которая пройдет в Тегеранском выставочном центре 8-10 июня 2015 года при поддержке Торгово-промышленной палаты Ирана, Министерства промышленности, шахт и торговли Ирана, Министерства нефтяной промышленности, Посольства ИРИ в РФ.
Организатор Выставки: Технопарк Исламской Республики Иран «Пардис».
Со-организатор с российской стороны: «Негус Экспо Интернэшнл».