Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусмотрено, что органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги (к которым относится и Кадастровая палата Росреестра), не вправе требовать от заявителя представления документов, которые хотя и необходимы для данной услуги, но находятся в распоряжении иных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Закон отмечает, что такие документы орган, оказывающий услугу, запрашивает у иных органов, владеющих такими документами, самостоятельно путем межведомственного запроса.
Например, Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре) предусмотрено, что при осуществлении кадастрового учета кадастровая палата самостоятельно запрашивает копии:
- разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства),
- документа, подтверждающего принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением соответствующих сведений о земельном участке),
- документа, подтверждающего установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением соответствующих сведений),
- документа, подтверждающего изменение назначения здания или помещения (при кадастровом учете в связи с изменением соответствующих сведений о таком здании или помещении),
- документа, подтверждающего присвоение адреса объекту недвижимости или изменение такого адреса (при кадастровом учете в связи с изменением сведений об адресе объекта недвижимости).
Следует отметить, что заявитель также не лишен права предоставить указанные документы в орган кадастрового учета самостоятельно по своему желанию.
Если заявитель сам не предоставил указанные документы, то они запрашиваются Кадастровой палатой самостоятельно, но при этом срок кадастрового учета не увеличивается.
Например, если у здания изменился адрес, то собственнику здания достаточно только подать заявление в Кадастровую палату об учете изменения адреса. Дальнейшие действия по получению документа, изменяющего адрес, Кадастровая палата выполнит сама.
Однако некоторые документы заявителю всеже придется предоставить самостоятельно в обязательном порядке. Например, для кадастрового учета изменений сведений об объекте заявителю необходимо самостоятельно предоставить
- документ, удостоверяющий личность,
- копии правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Вышеуказанные положения законодательства позволяют сократить количество вынужденных посещений заявителем Кадастровой палаты, что ранее было необходимо, если, например, заявитель не сразу предоставил все документы.
Следует отметить, что только в 2014 году Филиалом Кадастровой палаты по Республике Карелия направлено около 960 межведомственных запросов для получения таких документов.