Ни для кого не секрет, что отечественная наука неумолимо «стареет». Об этом стали активно говорить и писать, что, к сожалению, пока никак не меняет ситуации: по статистике, в России доля ученых моложе 40 лет едва составляет 13%, тогда как в США – 39%, средний возраст российских докторов наук превышает 60 лет, а академиков – 74 года.
Есть и другая сторона этой проблемы. Промышленные предприятия испытывают дефицит квалифицированных инженеров, конструкторов, разработчиков, а вузы, которые должны эти кадры готовить, жалуются на серьезное снижение уровня подготовки абитуриентов. Получается, что для восстановления системы воспитания будущих ученых и инженеров начинать нужно со средней школы.
В начале декабря в Российской ассоциации содействия науке (РАСН) прошла серия обсуждений этой острой темы. Эксперты обратили внимание, что, несмотря на непростую ситуацию, в нашей стране есть школы, учителя-энтузиасты в которых разработали методики профессиональной ориентации учащихся и побуждают школьников осваивать в перспективе инженерные и технические специальности. Такие примеры существуют в Москве, Санкт-Петербурге, Чебоксарах, Казани, Новосибирске и в других городах. Ассоциация будет собирать такие позитивные примеры и рекомендовать их к широкому внедрению. Причем, эта программа будет актуальна как для школ с хорошей материальной базой, так и для тех, у кого такой базы нет.
РАСН призывает учебные заведения столичных городов и российской глубинки присоединиться к проекту, поделиться своим опытом успешного вовлечения школьников в научную и инженерную деятельность. Может быть именно ваши идеи помогут омолодить и укрепить российскую науку.