В октябре этого года в составе акционеров Банка SIAB произошли изменения. О положительном влиянии этих событий и о том, как они повлияют на реализацию рыночной стратегии банка, а также о том как банк в текущих рыночных условиях собирается сохранять выбранный курс рассказывает Президент-Председатель Правления Банка SIAB Галина Ванчикова.
Галина Фадеевна, недавно Банк SIAB объявил об изменениях в составе акционеров. Как это повлияет на выбранный курс?
Банк SIAB – это крупная организация. У нас десятки тысяч клиентов. Неправильно, да и по сути, невозможно радикально изменить курс развития. Банк как атомный ледокол, его невозможно внезапно остановить или развернуть. Естественно, мы корректируем стратегию согласно экономическим реалиям, но эти изменения носят уточняющий характер.
Курс остается прежним. Мы все так же остаемся универсальным банком. Мы продолжаем полноценно развивать три линии бизнеса: розничный, корпоративный и инвестиционный.
За долгие годы мы развили технологическую базу и нарастили клиентскую. В нынешних рыночных условиях мы считаем наиболее актуальным умеренный рост. За эти годы мы позаботились о количестве клиентов, теперь планируем значительно увеличить качество обслуживания.
В результате изменений Вы и еще несколько топ-менеджеров банка стали акционерами. Как это повлияет на эффективность работы банка?
Мотивировать топ-менеджеров пакетами акций компании – это общемировая практика, результатом которой чаще всего становится рост эффективности этих компаний. Развитие Банка SIAB - это результат работы людей в нашей команде. Это хорошо понятно нашему мажоритарному акционеру. И поэтому он принял решение наделить реальными пакетами акций ряд топ-менеджеров банка, включая меня, для того, чтобы мотивировать на достижение новых успехов ценных членов команды, сплоченной долгими годами продуктивной совместной работы. Включение представителей топ-менеджмента компании в число акционеров и утверждение их прямой финансовой заинтересованности в обеспечении прибыльного роста бизнеса - логичный и стратегически важный для Банка шаг. Подобная практика мотивирования топ-менеджмента в подавляющем большинстве случаев себя положительно оправдывает.
От себя скажу, что подобное отношение действительно сильно мотивирует. И нужно отдать должное, в это непростое время – время стремительных перемен, правильная мотивация играет одну из ключевых ролей в построении эффективного бизнеса.
Как Вы правильно заметили, наступило время перемен. Надо полагать, Вы готовы к этим переменам?
Наш век в целом - это время перемен. И конечно, мы к ним готовы. И этому есть несколько предпосылок. Во-первых, мы – банк. И как банк мы обязаны заранее просчитывать и прогнозировать будущее финансового сектора. Во-вторых, опять-таки потому что мы – банк, у нас всегда многократный запас прочности. Мы отвечаем за финансы наших клиентов и делаем все, чтобы наши клиенты были за них спокойны.
Как я уже говорила, у нас десятки тысяч клиентов как физических, так и юридических лиц. И мы, естественно, чувствуем любые изменения заранее. И нынешнее замедление экономической активности как в розничном, так и в корпоративном секторе для нас не сюрприз. Те сигналы, которые мы получаем, дают возможность отслеживать колебания и настроения на рынке и заранее корректировать планы и быть готовыми к переменам.
Надо заметить, что это не первый и не второй кризис в нашей стране, да и в мире тоже. Можно сказать, что последние несколько лет весь мир живет в условиях меняющего формы кризиса. Поэтому мы уже привыкли. Кризисы нас не пугают. Как говорится, все проходит, и это пройдет. К слову, прошлую волну кризиса мы преодолели даже с небольшим ростом и были одними из немногих, кто упрочил свое положение на рынке и увеличил свои активы. За годы плодотворной работы у нас сложилась сильная команда экспертов в ключевых областях, что мне дает уверенность в том, что и в данной экономической ситуации наш путь будет оптимально сбалансированным и эффективным.
Следующий год для банка SIAB юбилейный. Мы отмечаем 20-летие. Такой срок продуктивной и стабильной работы гарантирует нашим клиентам спокойствие за их финансы.
В текущих рыночных условиях Банк SIAB планирует продолжить придерживаться стратегии универсального банка. В чем положительное влияние такого подхода?
Такой подход позволяет создать достаточный запас прочности для поддержания стабильного развития. Этой стабильности мы добиваемся, работая по трем ключевым направлениям: грамотное стратегическое управление, развитие нескольких направлений бизнеса и технологической базы и безукоризненное исполнение требований законодательства.
Стратегическое планирование Банка SIAB позволяет распределить нагрузку на все направления бизнеса, нивелировать риски от более рисковых направлений развития за счет более консервативных. Таким образом, мы можем развивать свою розницу с большим потенциалом, обеспечивая стабильность за счет сильных инвестиционного и корпоративного направления.
К примеру, в нынешней экономической ситуации мы не нацелены на экспрессивный рост. Сейчас для нас главный показатель – это эффективность. Мы будем работать в направлении сохранения занятой позиции на рынке, сохранения клиентской базы и развития клиентского сервиса в рамках утвержденной клиентоориентированной модели бизнеса.
Вы делаете ставку на клиентоориентированность. Как вы охарактеризуете российского клиента?
Пока еще в нашей стране нет поколений воспитанных в ключе постоянного общения с банками, как это происходит на Западе. Поэтому у большинства клиентов нет какой-то определенной привязанности к тому или иному банку. Здесь можно сказать, что российский клиент более рационален в этом отношении. И если, например, в Европе, человек может обслуживаться в одном банке всю жизнь вне зависимости от колебания ставок или экономической ситуации в стране, то у нас клиенты могут уйти в любой другой банк по самым различным причинам: более выгодные условия по продуктам или лучше обслуживание и т.д.
Такая ситуация очень стимулирует. Нужно постоянно держать руку на пульсе. Постоянно удерживать клиента. Предложения должны быть конкурентными и отвечать инсайтам потребностей, а обслуживание должно быть на предельно высоком уровне. Собственно, такую задачу мы перед собой и ставим, реализуя клиентоориентированную модель бизнеса.
Клиентоориентированность – вполне понятный термин. Но если копнуть глубже, что же это такое, как вы можете определить это понятие?
В первую очередь, это приоритеты компании. Как в целом, так и единые приоритеты всех сотрудников, на своих рабочих местах. И тут уровень поддержки интересов клиентов каждым конкретным сотрудником будет говорить об клиентоориентированности всей компании.
Поддерживать клиента нужно не только материальными мерами, а еще и качеством сервиса. В итоге, мы получаем систему взаимоотношений банка со своими клиентами, одной из целей которой будет дальнейшее улучшение клиентской базы в количественных и качественных показателях.
Наша клиентоориентированная модель бизнеса строится на основе нескольких составляющих, самые важные из которых - это развитая технологическая база, развитые дистанционные сервисы и каналы коммуникации, а также работа с клиентским впечатлением. И я считаю, что данная модель - это перспективное конкурентное преимущество Банка SIAB, которое мы продолжим развивать.