В целях анализа основных причин обращений за предоставлением сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) в октябре текущего года специалистами отдела предоставления информации о зарегистрированных правах Управления Росреестра по Курганской области организован традиционный опрос заявителей, результаты которого представлены ниже:
Общее количество участников – 575.
Из них, обратились за получением информации в связи с предоставлением сведений:
в банк – 147 (25%), в том числе:
для получения кредита на покупку жилья – 120 (20%)
для получения ипотечного кредита для предпринимательских целей – 27 (5%)
для заключения сделки купли-продажи, мены – 127 (23%)
нотариусу (для оформления наследства) – 103 (18%)
в суд – 66 (11%)
в Администрацию г. Кургана – 41 (7%):
для оформления прав на земельные участки – 23 (4%)
для постановки на учет для улучшения жилищных условий – 18 (3%)
в МКУ «Жилищная политика» (для приватизации жилья) – 22 (4%)
в налоговые органы (для исчисления налога) – 17 (3%)
в Администрацию Курганской области (для заключения государственного контракта с застройщиком на приобретение жилья) – 13 (2%)
иные причины – 39 (7%).
С учетом полученной информации Управлением будет проведена дополнительная работа по способам получения сведений из ЕГРП в электронном виде в рамках оказания государственных и муниципальных услуг, в том числе с органами местного самоуправления, кредитными, страховыми и иными организациями Курганской области.
Кроме того, абсолютное большинство из числа обратившихся заявителей могли значительно облегчить себе задачу, получив выписку из ЕГРП в электронном виде либо воспользовавшись возможностями межведомственного взаимодействия в рамках Федерального закона от 27.07.2010г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Согласно данному закону получение выписок из ЕГРП для предоставления в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, а также подведомственные им организации, участвующие в предоставлении государственных услуг, без участия заявителя, при получении государственных услуг не требуется. Данную информацию указанные органы обязаны запрашивать у Росреестра самостоятельно.
Возможности получения сведений из ЕГРП в электронном виде постоянно расширяются. Многие заявители уже оценили преимущества данного вида услуг, это подтверждается увеличением показателей поступления запросов в электронном виде. Так, за 9 месяцев 2014 года в Управление поступило и обработано 58 833 запроса в электронном виде, а за аналогичный период прошлого года - 29 479 запросов.
Портал государственных услуг Росреестра предлагает ряд сервисов, воспользовавшись которыми можно получить выписку из ЕГРП, не выходя из дома или офиса.
Один из самых доступных – «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online», который позволяет осуществлять поиск объектов недвижимости по его адресу либо кадастровому номеру. Так, абсолютно бесплатно потенциальные покупатели квартиры могут узнать имеются ли в отношении недвижимости какие-либо ограничения или обременения, например, ипотека.
Всё большую популярность приобретает сервис «Запрос к информационному ресурсу». Для того чтобы воспользоваться им, необходимо получить в офисах Росреестра специальный ключ доступа, который предоставляется бесплатно на неограниченный срок. Сервис позволяет просматривать информацию о зарегистрированных правах, копировать и сохранять данные в объеме выписки из ЕГРП. Плата за электронную выписку будет минимальной по сравнению с документом на бумаге. Простой пример: одна бумажная выписка обходится гражданину в 200 рублей, юридическому лицу – в 600, а сто электронных выписок для физических лиц, полученных через сервис «Запрос к информационному ресурсу» стоят всего 250 рублей, для юридических лиц – 500.
Получить документ, заверенный электронной подписью можно также через Портал государственных услуг Росреестра. Сведения, предоставляемые в виде электронного документа, идентичны тем, что можно получить на бумаге и заверены электронной подписью. При этом электронная выписка дешевле, чем бумажная. К примеру, за электронную выписку о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества физическому лицу необходимо заплатить 150 рублей, а при её получении в виде бумажного документа 200 рублей.
Вместе с тем сведения из ЕГРП могут быть предоставлены и в форме бумажного документа, по выбору заявителя. Для этого в электронном запросе необходимо проставить соответствующую отметку.
Необходимо отметить, что все сервисы разработаны в простой, доступной для понимания форме, просты в применении и их использование не вызывает сложностей у заявителей.