В австралийском Брисбене завершился Саммит лидеров «Большой двадцатки». Несмотря на то, что президент России Владимир Путин покинул Саммит в воскресенье, не дожидаясь итогового коммюнике, он отметил конструктивную обстановку и результативные встречи с лидерами стран. Сам Путин сообщил, что фактор Украины никак не отразился на содержании заседаний саммита и не обсуждался их участниками. Однако в двустороннем формате встреч, по его признанию, украинская тема доминировала.
«Должен сказать, что разговоры были очень откровенными, содержательными и, на мой взгляд, полезными, - подчеркнул президент России. - Мне кажется, что мы с коллегами смогли друг друга лучше понять, понять мотивы действий России, и до меня донесли свои озабоченности те коллеги, с которыми я встречался». «Думаю, что это нам поможет», - выразил уверенность Путин.
«Очень бы хотелось, чтобы мы, вместе, конечно, в том числе с украинскими партнерами (а без Украины ничего не решить), это сделали бы как можно быстрее, во всяком случае, Россия будет к этому стремиться», - подчеркнул президент Путин сообщил, что собирается обсудить с украинским президентом Петром Порошенко его решение о фактической экономической блокаде юго-востока Украины, которое считает ошибочным.
Стоит отметить, что канцлер ФРГ Ангела Меркель призвала страны Запада использовать все возможности для того, чтобы диалог с президентом РФ Владимиром Путиным был продолжен. В то же время премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон заявил, что на саммите Россия получила ясный сигнал: изменение отношения к ситуации на Украине или новые санкции.
Действительно ЕС продолжит введение новых санкций в отношении России. Путин в очередной раз обратил внимание, что санкции вредны как для РФ, так и для мировой экономики, а прежде всего - для отношений между Россией и Европой. По словам Путина, ущерб от антироссийских санкций посчитать достаточно сложно. «Это носит отчасти виртуальный характер. Но, конечно, ущерб есть. Правда, есть и плюсы, потому что, допустим, те, ограничения, которые вводятся для некоторых российских предприятий по приобретению определенных товаров на Западе, в Европе, в Штатах, побуждают нас к тому, чтобы производить самим этот товар», - подчеркнул президент РФ.
По словам лидера партии «Правое дело» Вячеслава Маратканова, сейчас России дан уникальный шанс обратить внимание на внутренние проблемы экономики, направить, в конце концов, средства на развитие отечественной промышленности, инфраструктуры и других отраслей народного хозяйства, инвестировать средства в свое население, его образование и здоровье.
Что касается межгосударственных отношений, то проблема больше в том, что с мнением России в геополитическом планировании давно перестали считаться, рассматривая страну только как сырьевой придаток мировой экономики. «Отчасти мы сами в этом виноваты: сначала бесхозные времена разбазаривания и продажи страны по кусочкам, развал экономики и вывод капитала за рубеж, затем сытые 2000-е с зашкаливающими ценами на энергоносители и раздутым бюджетом. Всё это усыпило нашу бдительность и позволило внешним силам укрепиться вокруг наших границ во всех смыслах слова», акцентировал он.
Как отметил Маратканов, некоторые страны, такие, как США, например, не хотят слушать голос разума и диктуют свои порядки безнаказанно уже десятилетия и без оглядки на чужое мнение, другие откровенно зависимы от американского взгляда, третьи не могут трезво оценить своих потерь от антироссийских политических игр.
Но уже всем стало понятно, что Россия возвращается на мировую политическую арену не в роли вторичного игрока, а в роли реального лидера, способного участвовать в глобальных процессах мироустройства. В роли равноправного партнера, к мнению которого должна прислушаться любая страна.
Если лидеры стран "Большой двадцатки" констатировали, что риски для экономики, вызванные геополитической напряженностью, сохраняются, то стоит задуматься над тем, как устранить реальные угрозы, а не гоняться за призраками. И в первую очередь, от обвинений и бесконечной волны санкций в отношении России перейти к поиску и ликвидации уже достаточно явной опасности экстремизма совсем от других государств, резюмировал Маратканов.