11 сентября в Уральском государственном экономическом университете (Екатеринбург) прошел круглый стол «Состояние базовой отрасли промышленности региона: преодолен ли кризис в машиностроении». Вопросы загрузки производства, формирования портфеля заказов, платежеспособности предприятия и партнеров, социальный климат в коллективах обсуждали генеральные директора ведущих предприятий Свердловской области вместе с представителями органов власти и руководителями отраслевых союзов.
Генеральный директор «Свердловского завода трансформаторов» тока Алексей Бегунов отметил, что по сравнению с ноябрем прошлого года ситуация начала выправляться. «Основной наш заказчик – энергетики, сегодня наблюдается рост заказов от отрасли, и на сентябрь мы выходим на 70 % объема от уровня прошлого года. Но на долгий срок перспектива не просматривается», - заявил он. Одной из причин стагнации в отрасли г-н Бегунов назвал существующую систему посреднических организаций между предприятиями и конечным потребителем, которая удорожает продукцию и является тормозом для рыночной торговли и ценообразования.
По словам гендиректора ЗАО «Екатеринбургские лесные машины» Бориса Оглоблина, в ситуации падения спроса объемы производства продукции его предприятия снизились в 10 раз. Причиной в том числе стала негибкая таможенная и тарифная политика, позволившая насытить российский рынок бэушным западным оборудованием. И это несмотря на то, что оборудование завода давно доказало конкурентоспособность на зарубежном рынке. «Правительство поддержало автопром и сельское хозяйство, а остальные предприятия вынуждены решать свои проблемы в одиночку», - посетовал директор.
В качестве причин стагнации в отрасли генеральный директор ТПО «Уралпромоборудование» Андрей Беседин называл кризис сбыта, высокие энерготарифы, неадекватное налогообложение и высокие ставки банковского кредитования. А в качестве позитивной тенденции многие из присутствующих отметили оживление в некоторых отраслях, в частности, металлургическом комплексе, который является крупнейшим заказчиком машиностроительных предприятий.
Директор по продвижению «Центра Оргпром» Ольга Скоробогатова обратила внимание руководителей на актуальность в новых экономических условиях использования компаниями методов «бережливого производства». Ведь именно они помогли компании Toyota (а позже и многим другим компаниям) выйти из стагнации, стать лидерами и десятилетиями удерживать лидерство в своих отраслях по ключевым экономическим показателям. А проректор по науке и инновационной работе УрГЭУ Александр Макаров сказал, что кризис – как раз то время, когда необходимо учиться новым методам управления и операционной эффективности, потому как выживут и преуспеют в новых экономических условиях те компании, которые уже сейчас серьезно озаботились повышением производительности и вопросами конкурентоспособности.
Подводя итог встречи, Александр Макаров сообщил также, что в целом в последние месяцы в машиностроении наметилось снижение темпов падения, а по некоторым видам продукции обрабатывающих отраслей даже виден рост, но в целом положение остается тяжелым. Он также заверил собравшихся, что высказанные директорами на круглом столе предложения по повышению устойчивости машиностроительного комплекса будут проанализированы, обобщены и направлены в органы власти и Союза машиностроителей России для принятия конкретных мер в рамках программ стабилизации отрасли.