Вопросы, связанные с землей – тема острая и актуальная всегда. Управление Росреестра по Республике Хакасия является уполномоченным государственным органом, осуществляющим государственный земельный надзор в республике. И проведение проверок соблюдения земельного законодательства является основным направлением деятельности государственных инспекторов по использованию и охране земель. Инспекторы регулярно выезжают на проверки конкретных земельных участков для выявления и пресечения нарушения земельного законодательства.
Проверки могут быть как плановыми, так и внеплановыми. График плановых проверок формируется на один год и утверждается руководителем. Внеплановые проводятся в случае получения сигналов о нарушениях земельного законодательства, то есть попросту по жалобам заинтересованных лиц. Например, гражданин может пожаловаться на соседа, если считает, что тот незаконно пригородил часть земельного участка, которая ему не принадлежит.
Всё, что касается проведения проверок юридических лиц, регулируется Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В план проверок граждан могут быть включены любые земельные участки. Это может быть как целая улица, так и отдельные, конкретно взятые участки. Нет определенного критерия, по которому земельный участок должен включаться в план.
Для того, чтобы узнать, есть ли вы в списках плановой проверки по соблюдению земельного законодательства, можно зайти на сайт Управления Росреестра по Республике Хакасия http://www.to19.rosreestr.ru/. В разделе «Государственный земельный контроль» имеются все данные по проверкам в отношении как юридических, так и физических лиц.
Есть некоторые моменты, которые необходимо знать гражданам в случае, если их земельных участок был включен в ежегодный план проверок соблюдения земельного законодательства:
- проверка соблюдения требований земельного законодательства в отношении физических лиц проводится в течение 30 дней;
- во время проверки осуществляется обследование земельного участка, сравниваются фактические данные с данными правоустанавливающих документов на землю, устанавливается наличие (отсутствие) межевых знаков границ земельного участка, соответствие вида разрешенного использования по правоустанавливающим документам фактическому целевому использованию. При необходимости, производится обмер границ земельного участка, фотографирование, составляется схематический чертеж земельного участка;
- с итогами проведенной проверки гражданина знакомит инспектор, осуществляющий проверку, вручает все необходимые документы по факту проведенной проверки. В случае обнаружения признаков состава административного правонарушения, предусмотренного соответствующей статьёй КоАП Российской Федерации, касающейся использования земельных участков, гражданину будет вручено предписание об устранении нарушения и, возможно, назначен административный штраф. Предписание выдается на определенный срок, по истечении которого инспектор вновь проведет уже внеплановую проверку.
Существует перечень обязательных требований законодательства Российской Федерации, выполнение которых является предметом проверок соблюдения земельного законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 25 и частью 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, подлежат государственной регистрации и удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
К нарушителям земельного законодательства применяются следующие меры, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях:
Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка
Самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости – без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет наложение административного штрафа. Для граждан он составляет от пятисот до одной тысячи рублей; для должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей; для юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению
1. Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа: на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц – от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В ходе осуществления государственного земельного надзора выявленное правонарушение не может быть снято с контроля до его полного устранения.