Коррупция сегодня – одна из острейших социальных проблем в нашей стране и целью Национальной стратегии противодействия коррупции является искоренение причин и условий, её порождающих.
Деятельность Росреестра, как федерального органа исполнительной власти, оценивается экспертами как связанная с коррупционными рисками. О том, какие меры предпринимаются регистрирующим органом Хакасии при борьбе с коррупцией, рассказала начальник отдела государственной службы и кадров, по защите государственной тайны мобилизационной подготовке Управления Росреестра по РХ Галина Тимченко.
Галина Петровна, скажите, при каких условиях у граждан может возникнуть желание подкупить государственного служащего?
- Коррупционные риски могут возникнуть в различных ситуациях, например, когда заявителю необходимо немедленно попасть на прием к специалисту, или когда требуется как можно быстрее оформить документы на государственную регистрацию прав. У людей сформировалось неправильное мнение о том, что только «дав на лапу» гражданскому служащему, они получат преимущество и ускорят процесс получения готовых документов.
А что может помешать людям давать взятки?
- Улучшение качества оказания государственных услуг. Работе в этом направлении Управлением Росреестра по РХ уделяется особое внимание. Сегодня для того, чтобы получить некоторые услуги, заявителям не обязательно приходить на прием лично. К примеру, получить выписку из Единого государственного реестра прав граждане сегодня могут через Интернет, воспользовавшись сайтом Росреестра. И эта процедура займет даже меньше времени, чем при личном приеме. Также с помощью этого ресурса заявители могут оперативно в режиме онлайн получать юридически значимую информацию по любому объекту недвижимости на всей территории России, независимо от места его расположения, а уполномоченные органы – еще и данные о принадлежащих тому или иному субъекту правах на недвижимое имущество. Запись на прием также сейчас ведется с помощью Интернета, и любой человек может выбрать наиболее удобное для себя время посещения регистрирующего органа. Кроме того, осуществляется межведомственное взаимодействие без участия заявителя при предоставлении государственных услуг с федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления. А в ближайшем будущем планируется перевод в электронную форму процесса регистрации прав на объекты недвижимости. Все эти нововведения способствуют снижению коррупционных рисков, ведь для людей создаются комфортные условия, при которых желание дать взятку само отпадает.
Какие еще меры принимаются для профилактики коррупционных правонарушений в вашем Управлении?
- Одной из важных составляющих в борьбе с коррупцией является правовое просвещение самих гражданских служащих. Управлением Росреестра по РХ регулярно проводятся обучающие семинары, в рамках которых проводится ознакомление с нормативно-правовыми актами и иными документами, которые направлены на противодействие коррупции, а также на надлежащее исполнение служебных обязанностей гражданскими служащими. Также для сотрудников разрабатываются различные памятки, которые направляются во все структурные подразделения аппарата Управления и территориальные отделы, и размещаются на подсайте Управления.
На протяжении ноября 2013 года в Управлении в целях определения уровня правовых знаний по вопросам противодействия коррупции было проведено тестирование всех государственных гражданских служащих Управления. Результаты тестирования показали неплохой уровень знаний сотрудников, а также позволили выявить вопросы, которые стоит включить в учебные планы для более подробного изучения и разъяснения. Данное тестирование будет проводиться и в этом году, но уже со специалистами вновь принятыми на службу в Управление.
А как налажена «обратная связь» с заявителями?
- Мы прикладываем все усилия, чтобы наладить контакт с гражданами в вопросах противодействия коррупции и сделать общение наиболее удобным. Для этого в Управлении на постоянной основе функционирует «телефон доверия» (22-67-45), а для тех, кто предпочел бы обратиться письменно, существует возможность отправить сообщение через подсайт Управления (в рубрике «Контакты», в подрубрике «Обращения граждан» имеется сноска касающаяся «Вопросов о коррупционных и иных правонарушениях»). Также у заявителей есть возможность связаться с нами во время проведения регулярных «горячих линий», информация о которых распространяется посредством СМИ. Кроме того, нами на постоянной основе проводятся опросы граждан методом анкетирования, проводится мониторинг местных СМИ с точки зрения наличия в них сведений о фактах коррупции в Управлении, анализируются книги жалоб и предложений по организации приема заявителей. На стендах и в местах приема граждан в свободном доступе имеются листовки с полезной информацией о способах сообщений об имевших место коррупционных и иных правонарушениях государственными гражданскими служащими.
В заключении хочется добавить, что мы внимательно относимся к каждому сообщению и заранее благодарны гражданам за активную жизненную позицию. Только объединив усилия, общество и государство смогут эффективно бороться с нарушением Закона.