Принципиальные изменения и новации в новой редакции главного отраслевого закона российских оценщиков, главным образом, касаются вопросов проведения кадастровой оценки и порядка оспаривания ее итогов:
Во-первых, изменения касаются установления периодичности проведения ГКО: переоценка кадастровой стоимости будет проходить не чаще одного раза в три года, а в городах федерального подчинения - не чаще одного раза в течение двух лет.
Во-вторых, законодатель установил принцип и порядок информационной открытости при приятии решения о проведении государственной кадастровой оценки. В соответствии с новым порядком орган государственной власти, принявший решение о проведении кадастровой оценки, в течение десяти рабочих дней обязан разместить его текст на своем официальном сайте в сети Интернет, а также направить его копию в Росреестр.
В-третьих, в законодательство введена процедура формирования перечня объектов оценки с указанием количественных и качественных характеристик объектов недвижимости, необходимых для проведения ГКО и содержащихся в государственном кадастре недвижимости.
В-четвертых, законодатель установил дополнительные требования к исполнителю работ по определению кадастровой стоимости. В частности, обязал оценщика заключать договор страхования ответственности за причинение вреда имуществу в результате осуществления данного вида деятельности не менее, чем на тридцать миллионов рублей и на срок не менее, чем три года. Кроме того, в законе определенно, что иные дополнительные требования к оценщику, который будет осуществлять кадастровую оценку, будут формулироваться Правительством РФ.
В-пятых, новые поправки к Закону №135-ФЗ предусматривают возможность для всех заинтересованных лиц знакомиться с проектами отчетов о кадастровой оценке. Эта возможность обеспечивается обязанностью оценщика, выполняющего работу по определению кадастровой стоимости, в течение трех рабочих дней с момента написания отчета направить его в электронном виде в Росреестр и СРО, членом которой он состоит. В свою очередь Росреестр, также в течение трех дней с момента получения отчета от определившего кадастровую стоимость оценщика, обязан включить его в фонд данных ГКО (предоставить для публичного ознакомления на своем официальном сайте в сети Интернет). Цель такого публичного размещения – обеспечение упомянутой выше возможности ознакомления с проектом отчета о кадастровой оценке и представления замечаний к нему.
Замечания к проекту отчета о кадастровой оценке также могут включаться в фонд данных ГКО любыми заинтересованными лицами в течение двадцати рабочих дней с момента размещения в нем проекта отчета. Эти замечания должны содержать следующие данные:
• ФИО - для физического лица и полное наименование- для юридического лица, номера контактных телефонов и адреса электронной почты лиц, представивших замечания;
• указание на номера страниц проекта отчета о кадастровой оценке и (при наличии) приложения, к которым имеются замечания;
• указание на кадастровый номер и (или) адрес объекта недвижимости в случае, если в отношении определения кадастровой стоимости такого объекта имеется замечание по поводу определения его кадастровой стоимости.
Все замечания, которые не соответствуют указанным требованиям, рассматриваться не будут.
По итогам анализа представленных к проекту отчета замечаний оценщик вносит в него изменения в течение пятнадцать рабочих дней с момента истечения 20-дневного срока размещения отчета о кадастровой оценке для публичного ознакомления. Кроме того, оценщик, осуществляющий кадастровую оценку, прилагает к своему отчету справку, которая содержит информацию обо всех представленных к проекту отчета замечаниях (как учтенных, так и неучтенных), с их соответствующим обоснованием либо информацию об отсутствии замечаний к проекту отчета о кадастровой стоимости (далее – справка о замечаниях). После этого весь комплект документов направляется в СРО, членом которой является оценщик.
И, наконец, на завершающей стадии оценщик обязан обеспечить для СРО, членом которой он состоит, проведение экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости (в том числе повторной), а СРО – провести такую экспертизу в течение тридцати рабочих дней с момента представления оценщиком отчета.
Помимо поправок, связанных с процедурой определения кадастровой стоимости, законодатель внес существенные изменения и в процесс оспаривания ее результатов определения кадастровой стоимости:
1. Увеличен срок оспаривания результатов кадастровой стоимости в комиссии при Росреестре, оспаривать можно до следующей кадастровой оценки, но не позднее пяти лет с момента внесения в кадастр оспариваемых результатов (в действующей редакции ФЗ №135 этот срок был шестью месяцами с даты внесения в кадастр результатов определения кадастровой стоимости).
2. Изменен порядок оспаривания кадастровой стоимости, связанный с введением для юридических лиц обязательного досудебного рассмотрения споров в комиссии при Росреестре. При этом для физических лиц этот порядок является добровольным.
3. Изменен состав комиссии при Росреестре, куда помимо представителей органов государственной власти теперь будут входить представители предпринимательского сообщества и СРО оценщиков. При этом представители органов государственной власти будут составлять не более 50% от общего числа членов комиссии, а вторую ее половину составят оценщики, представители СРО, а также представители предпринимательского сообщества. Для всех членов комиссии установлена обязательная ротация не менее чем на 75% раз в три года.
4. Определена дата, на которую должна быть установлена рыночная стоимость недвижимого имущества, в случае оспаривания результатов кадастровой оценки вновь учтенных объектов и в случае учета изменений характеристик. Так, в соответствии с проектом закона, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.