11 сентября в Москве состоялся круглый стол Некоммерческого Партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники» (ОПЖТ) и Ассоциации предприятий чешской железнодорожной промышленности (Association of the Czech Railway Industry ACRI), посвященный обсуждению перспектив сотрудничества в железнодорожной отрасли. Мероприятие было организовано при поддержке Посольства Чешской Республики в Российской Федерации.
Круглый стол прошел под председательством старшего вице-президента ОАО «РЖД», президента НП «ОПЖТ» Валентина Гапановича, чрезвычайного и полномочного посла Чешской Республики в РФ Владимира Ремека, президента ACRI Марие А. Вопалеска, главы экономического отдела посольства Чешской Республики Мартина Башта и заместителя начальника Департамента международного сотрудничества ОАО «РЖД» Александра Коновалова.
В мероприятии приняли участие представители российских и чешских предприятий и институтов. Среди них, в частности, ОАО «РЖД», ЗАО «Трансмашхолдинг», ЗАО «РусТрансКомплект», ОАО «ВРМ», ОАО «ВРК- 1», ОАО «ВРК-2», ОАО «ВРК-3», «УралВагонЗавод», ОАО «НИИАС», ООО «ЛенСтройКом-Холдинг», ООО «ИПО «Ю-Питер», ОАО «Желдорреммаш», ОАО «ВНИИЖТ». Чешская сторона была представлена компаниями Škoda Electric, CZ LOKO, AV Engineering, PARS Komponenty, Unicontrols, Borcad, Bonatrans Group, OLTIS Group, DPOV, Techniserv, MSV Elektronika, ZKL Bearings CZ, MAS Kovosvit, Výzkumný a zkušební ústav Plzeň, VUZ, VUKV, Racom.
Открывая заседание, президент НП «ОПЖТ» Валентин Гапанович отметил, что необходимо выстраивать общий бизнес в области развития транспортного машиностроения, в том числе с применением чешских инновационных разработок.
Он также рассказал о состоянии и перспективах международного научно-технического сотрудничества ОАО «РЖД» и НП «ОПЖТ». По его словам, в 2013 году было приобретено продукции предприятий железнодорожного машиностроения на сумму 2,8 млрд. евро, а металлургической продукции – 1,8 млрд. евро. На сегодняшний день общая протяженность железнодорожного пути в России составляет 85,3 тыс. км, а развернутая длина железнодорожных путей –193,3 тыс. км. Россия занимает второе место в мире после Китая по показателю «средняя густота движения грузов», которая составляет 26 098 тыс. тонн. В то время как в Китае средняя густота движения грузов оценивается в 29 831,5 тыс. тонн, а в США - 16 290,6 тыс. тонн. По протяженности электрифицированных линий Россия также занимает второе место в мире (43,3 тыс. км).
«За последние 6 лет объем перевозок экспортно-импортных и транзитных грузов по Международным транспортным коридорам, проходящим по территории России, увеличился с 133 млн. тонн в 2007 году до 165,3 млн. тонн в 2012 году, что составило 24,3% или 32,3 млн. тонн», - подчеркнул старший вице-президент ОАО «РЖД», президент НП «ОПЖТ» Валентин Гапанович.
Во время проведения Олимпийских и Паралимпийских Игр благодаря созданному Центру Управления движением железнодорожными перевозками «CОЧИ-2014» отклонение от графика составило не более одной минуты, а доля работы в системе автоматического управления составила до 70%. Ожидается, что подобные центры будут созданы также в Москве, в том числе и в метрополитене.
Кроме того, внедрение системы управления электропоездами «Автомашинист» обеспечило высочайший процент выполнения графика движения во время проведения Олимпийских Игр. Он составил 99,6%.
По словам президента НП «ОПЖТ» Валентина Гапановича, уже много лет Партнерство ведет активную деятельность в области развития транспортного машиностроения. «Сегодня в НП «ОПЖТ» входят 165 предприятий и холдингов из 34 регионов России, на долю которых приходится производство 90% всей железнодорожной продукции в России», - отметил он.
В рамках развития сотрудничества ACRI и НП «ОПЖТ» планируют заниматься поддержкой внедрения инновационных технологий в области производства подвижного состава, систем управления перевозочным процессом и путевым хозяйством.
В свою очередь, президент ACRI Марие А. Вопалеска добавила, что внедрение технологических инноваций является необходимым условием для обеспечения конкурентоспособности этой развивающейся отрасли промышленности. «Сегодня ACRI объединяет 50 фирм, среди которых как крупные производители, так и поставщики изделий и услуг для железнодорожного и рельсового транспорта. Общая сумма годовых поступлений этих фирм составляет 80 млрд. CZK, причем 50 % этих поступлений реализуется за счет экспортной деятельности», - сообщила она.
В ходе кругло стола представители чешских предприятий представили свои инновационные технологии и продукцию.
Директор по продажам Восточноевропейского региона CZ Loko Йозеф Червены рассказал, что компания работает в области ремонтa железнодорожного подвижного состава уже более 165 лет. Сегодня компания занимается модернизацией дизель-электрических локомотивов и специальных транспортных средств; проектированием, конструированием и производством тепловозов и их компонентов; ремонтом дизельных двигателей производства ЧКД и CAT, а также ремонтом и производством электрических машин – тяговых и вспомогательных генераторов, тяговых двигателей, электродвигателей. В 2007 году был разработан проект модернизации первого тепловоза ЧМЭ3-M в странах СНГ с шириной колеи 1520 мм. Несколько лет назад совместно с ЗАО «Трансмашхолдинг» и ЗАО «VLRD» был создан новый шестиосный тепловоз серии TЭM-TMX с электрической передачей мощности. Эти серийные локомотивы уже эксплуатируются на Литовских железных дорогах и эстонскими частными компаниями.
По его словам, сегодня CZ LOKO предлагает провести модернизацию тепловозов серии ЧМЭ3, эксплуатируемых на железных дорогах России. Реализация этого проекта возможна с локализацией производства продукции некоторых комплектующих.
В свою очередь, технический директор VUKV Ян Лютрин рассказал, что их основными направлениями деятельности являются разработка и тестирование железнодорожного транспортного состава и компонентов транспортного машиностроения. «Мы заинтересованы в сотрудничестве c железными дорогами России и c другими организациями в области различных видов испытаний, в том числе статических испытаний на прочность и крэш-тестов», - отметил он.
Об особенностях производства техники с оригинальным дизайном рассказал коммерческий директор компании BORCAD Артем Жамкин. По его словам, сегодня компания является ведущим европейским производителем железнодорожных и медицинских кресел. Продукция экспортируется в 80 стран мира. Благодаря качественной опытно-конструкторской базе продукция отличается оригинальными техническими решениями и современным дизайном. «Мы сотрудничаем с мировыми лидерами в области транспортного машиностроения, такими как Siemens, Stadler, Alstom, Трансмашхолдинг. Чтобы выдержать конкуренцию за пассажира на рынке пригородных перевозок, компании вынуждены повышать качество и уровень обслуживания, а определяющим элементом пассажирского салона, существенно влияющим на уровень комфорта при поездке, является пассажирское кресло», - отметил он.
На сегодняшний день компанией BORCAD в Россию поставлено более 70 тыс. пассажирских сидений. «Сегодня эти кресла можно увидеть не только в поездах «Аэроэкспресс», «Центральная ППК», но и в «Сапсанах», электропоездах «Ласточка» и электропоездах других пригородных перевозчиков. В результате роста спроса на пассажирские сидения со стороны российских заказчиков в октябре 2013 года было открыто представительство в Москве «Боркад Рус». Следующим шагом развития компании будет открытие в России производства производительностью до 20 тыс. сидений в год и достижением уровня локализации к 2016 году на уровне 60%», - сообщил он.
Представитель компании Bonatrans – крупнейшего производителя железнодорожных колес и колесных пар в Европе – отметил, что продукция компании экспортируется в более чем 80 стран мира. Компания уже поставляет колеса для локомотивов EП20 (производства ЗАО «Трансмашхолдинг»), колесные пары для электропоездов «Ласточка» (производства ООО «Уральские Локомотивы», колеса с бандажом подрессоренным резиной для трамваев в России.
Директор компании Texchniserv Павел Райхерт рассказал участникам круглого стола о современных технологиях, которыми компания занимается с 1991 года. По его словам, компания проектирует и разрабатывает инновационные технологии, различные системы. Разработанные компанией системы безопасности сегодня успешно применяются как в аэропортах, так и в самолетах крупнейших авиаперевозчиков Европы и России. «Наши системы можно применять сегодня также и в поездах, и на других объектах транспортной инфраструктуры: вокзалах, пригородных пассажирских станциях, туннелях. Большой опыт работы позволяет разрабатывать уникальные технологии под конкретные задачи заказчика, т.е. «под ключ», - отметил он.
Подводя итоги круглого стола, чрезвычайный и полномочный посол Чешской Республики в РФ Владимир Ремек отметил, что необходимо продолжать укреплять сотрудничество между российскими и чешскими производителями железнодорожной техники. Практика проведения совместных встреч будет продолжена.