Нередко собираясь осуществить какую-либо сделку с земельным участком: купить, продать, подарить или завещать мы можем столкнуться с отсутствием документов, подтверждающих право собственности, которые были утеряны, пришли в негодность или вообще не были оформлены в установленном порядке.
В этом случае можно обратиться за получением информации из государственного фонда данных в Управление Росреестра по Курганской области и его территориальные отделы в районах области.
Государственный фонд данных полученных в результате проведения землеустройства – это архив, где содержатся правоустанавливающие документы, сведения, полученные в результате проведения землеустройства, картографические материалы и другая информация, касающаяся земли, земельных участков.
Особый интерес для граждан представляют, в первую очередь, правоустанавливающие документы, так как без них невозможно обойтись при совершении сделок с недвижимостью. Это могут быть государственные акты, свидетельства на право собственности, постоянного (бессрочного) пользования, свидетельства на право долевой собственности разного образца. Все эти и многие другие документы хранятся в государственном фонде данных.
В государственном фонде данных содержится две категории информации: первая носит открытый, общедоступный характер и предоставляется всем заинтересованным лицам бесплатно, а вторая относится к информации ограниченного доступа и содержит, например, личные данные. В соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных», доступ к документам, содержащим персональные данные, может получить только сам субъект персональных данных или его представитель, действующий по доверенности, заверенной у нотариуса, а так же органы государственной власти или местного самоуправления, правоохранительные органы, органы судебной власти.
Для получения документов государственного фонда данных, имеющих открытый, общедоступный характер, при обращении в соответствующее территориальное подразделение лично заинтересованные лица должны представить заявление установленной формы и предъявить документ, удостоверяющий личность, уполномоченный представитель должен предъявить доверенность. Для получения документов по почте необходимо выслать заявление, в котором должен быть указан адрес получателя копий документов государственного фонда данных.
Документы государственного фонда данных, отнесенные к категории информации ограниченного доступа, предоставляются заинтересованным лицам, имеющим право работать с ними. Для их получения при личном обращении лица дополнительно предъявляется оригинал документа, дающего право на получение документов госфонда данных ограниченного доступа, или копию указанного документа, засвидетельствованную нотариусом или иным надлежащим образом. Копии документов государственного фонда данных, доступ к которым ограничен федеральными законами, по почте не предоставляются.
Стоит отметить, что документы фонда данных предоставляются для непосредственного изучения по месту их нахождения, выдаются из архива только копии документов. Выписки из документов и их копирование производятся пользователями самостоятельно. Заинтересованное лицо не может запросить за один раз более десяти единиц хранения - документов, имеющих инвентарный номер (планшет, карта, землеустроительное дело и т.д.).
Верность копии документа подтверждается подписью начальника территориального отдела Управления или другого уполномоченного должностного лица и печатью Управления. На копии указывается дата ее выдачи и делается отметка о том, что подлинный документ находится в соответствующем территориальном отделе Управления. Не подлежат выдаче копии с копий документов и с документов, имеющих неясный текст, подчистки, приписки и иные неоговоренные исправления.
Ведение государственного фонда данных на территории Курганской области осуществляется Управлением в соответствии с его территориальным распределением.
Прием заявлений о предоставлении в пользование документов фонда данных осуществляется в Управлении и его территориальных отделах, адреса приведены на сайте Управления.