За период с начала 2014 года Управлением Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям было проведено более двухсот проверок хозяйствующих субъектов, занятых содержанием свиней, убоем, переработкой, хранением и реализацией свиноводческой продукции.
По результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий инспекторами Управления были выявлены многочисленные нарушения требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии. По фактам выявленных нарушений возбуждены дела об административных правонарушениях, выданы предписания об устранении нарушений законодательства.
В целях стабилизации эпизоотической ситуации по африканской чуме свиней (далее – АЧС) на территории Московской области был создан Оперативный штаб по ликвидации АЧС под председательством Заместителя Председателя Правительства Московской области. В состав Оперативного штаба вошли представители различных органов исполнительной власти Московской области. На заседания Оперативного штаба привлекаются Главы областных муниципальных образований и председатели районных Комиссий по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В муниципальных образованиях Московской области утверждены планы основных мероприятий по недопущению заноса, распространения и ликвидации заболевания свиней АЧС, проводятся заседания специальных чрезвычайных комиссий для принятия решений о действиях исполнительных органов местного самоуправления и всех заинтересованных служб.
Осуществляется непрерывный мониторинг эпизоотической ситуации по АЧС. За указанный период было исследовано 12812 проб, в том числе 11890 проб от домашних свиней (из них 3 положительные) и 922 пробы от диких кабанов (4 положительные).
Правительством Московской области принята долгосрочная целевая программа «Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия территории Московской области на 2013-2015 годы».
На территории Тульской области в 2014 году выявлено 14 случаев АЧС в Белевском, Заокском, Одоевском, Суворовском, Щекинском и Ясногорском районах.
В результате вспышки АЧС в феврале 2014 года на одном из свиноводческих предприятий было уничтожено 57 тысяч голов свиней. В ходе осуществления контроля локализации и ликвидации очага АЧС Управлением был сделан вывод о том, что заражение, вероятнее всего, произошло по причине пересечения технологических путей и схем перемещения поголовья и готовой продукции на территории хозяйства.
В ходе проверок на ряде предприятий выявлены грубейшие нарушения ветеринарно-санитарных правил содержания и организации убоя животных, наиболее характерные из которых приведены ниже.
Установлено, что на многих предприятиях не обеспечивается работа в режиме «закрытого» типа, о чем свидетельствуют следующие факты:
- отсутствие дезинфекционных барьеров для автотранспорта;
- отсутствие на некоторых участках ограждения территорий предприятий, создающее возможность бесконтрольного перемещения людей и животных;
- отсутствие в санпропускниках душевой обработки и возможности переодевания обслуживающего персонала;
- совместное содержание крупного рогатого скота и свиней, при одновременном выпасе коров на пастбищах за территорией предприятия.
Ненадлежащее соблюдение требований ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов подтверждается такими нарушениями, как:
- отсутствием специально отведенных мест сбора биологических отходов и емкости для хранения биологических отходов;
- наличием трупов поросят и других биологических отходов на территориях ферм;
- отсутствием договоров на утилизацию биологических отходов.
- неудовлетворительное санитарное состояние территорий ряда предприятий.
Ветеринарное обслуживание ряда предприятий не обеспечено в полном объеме:
- не проводится вскрытие трупов животных,
- не устанавливаются причины падежа;
- отсутствуют журналы регистрации падежа и вынужденного убоя;
- договоры предприятий с ветеринарной службой на ветеринарное обслуживание просрочены;
- в холодильниках вакцины и препараты с истекшими сроками годности хранятся совместно с продуктами питания.
Убой животных зачастую проводится в условиях, не отвечающих ветеринарно-санитарным требованиям - места убоя не оборудованы, не проводится их дезинфекция, биологические отходы, со слов представителей боен, скармливаются собакам.
Министерством сельского хозяйства Тульской области рассматривается вопрос по внедрению информационной системы идентификации и регистрации сельскохозяйственных животных.
Организовано проведение мониторинга охотничьих угодий пользователями животным миром, в особенности окрестностей подкормочных площадок и мест концентрации кабана, на наличие павших и заболевших животных.
Белев Тульской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.