Земля используется и охраняется в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, что предопределяет конституционное требование рационального и эффективного использования, а также охраны земли как важнейшей части природы, естественной среды обитания человека, природного ресурса, используемого в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве, основы осуществления хозяйственной и иной деятельности.
Обеспечение правового режима использования земель всех категорий –обязанность как федеральных органов исполнительной власти, так и органов местного самоуправления.
Осуществление государственного надзора за соблюдением земельного законодательства позволяет предотвращать нарушения земельного законодательства в части использования земель, повышать их плодородие и обеспечивать меры по охране земель, пресекать самовольный захват земельных участков, выявлять неплательщиков земельного налога, повышать эффективность использования земель на территории Российской Федерации. Функции по осуществлению государственного земельного надзора возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы.
Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществление муниципального земельного контроля относится к компетенции поселений, при этом органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий. Реализация установленных полномочий требует принятия органами местного самоуправления нормативных актов, регулирующих отношения в сфере муниципального земельного контроля.
На сегодняшний день актуально и востребовано повышение эффективности осуществления органами местного самоуправления муниципального земельного контроля, ведь именно власть на местах – главный источник информации о фактах нарушения земельного законодательства. Отлаженная система муниципального земельного контроля, ее результативность, качество и профессионализм исполнения функции - это оценка результатов в сфере земельного надзора в целом.
Роль Управления Росреестра по Республике Карелия в развитии муниципального земельного контроля в республике, его координации - ключевая.
Управлением ежегодно предпринимаются меры, направленные на повышение эффективности осуществления органами местного самоуправления муниципального земельного контроля.
В целях оказания содействия органам местного самоуправления в реализации полномочий по муниципальному земельному контролю Управлением проводилась следующая работа:
- сформирована нормативно-правовая основа осуществления муниципального земельного контроля (разработаны типовые проект Административного регламента по исполнению муниципальной функции по муниципальному земельному контролю, Положение об осуществлении муниципального контроля, Соглашения о взаимодействии Управления и органов местного самоуправления);
- активная разъяснительная работа;
- разработана для органов местного самоуправления форма отчетности, Управление ежеквартально будет осуществлять сбор статистических показателей и представлять Главе Республики Карелия;
- по наиболее сложным земельным участкам проводятся совместные проверки Управления Росреестра по Республике Карелия с органами местного самоуправления;
- обмен информацией (так, органы местного самоуправления направляют в Управление Росреестра по Республике Карелия материалы проверок в случае выявления признаков административного правонарушения в области земельного законодательства, Управление Росреестра по Республике Карелия в свою очередь представляет материалы для предъявления исковых заявлений в суд).
На сегодняшний день между Управлением Росреестра по Республике Карелия и муниципальными образованиями, городскими и сельскими поселениями Республики Карелия заключено 27 соглашений о взаимодействии органов государственного земельного контроля (надзора) с органами муниципального контроля. 14 муниципальных образований Республики Карелия передали свои полномочия по осуществлению муниципального земельного контроля на уровень муниципального района. В 38 муниципальных образованиях утверждены административные регламенты по исполнению муниципальной функции по муниципальному земельному контролю. Таким образом, у органов местного самоуправления есть сформированная нормативно-правовая основа для осуществления муниципального земельного контроля.
Механизм взаимодействия Управления Росреестра по Республике Карелия и органов местного самоуправления в рамках обеспечения правового режима использования земель прост.
Управление Росреестра по Республике Карелия совместно с органами местного самоуправления формируют Планы проверок на очередной год для осуществления проверочных мероприятий с учетом перспектив развития территорий муниципальных образований.
Предметом проверки муниципального земельного контроля является проверка соблюдения установленных правовыми нормами, правил использования установленного правового режима всех категорий земель. Основной задачей муниципального земельного контроля является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также физическими лицами земельного законодательства, требований по охране и использованию земель.
Самыми распространенными нарушениями земельного законодательства, выявляемыми в ходе проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля являются:
- самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее – КоАП РФ);
- использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.
В течение года взаимодействие основывается на обмене информацией, так органы местного самоуправления направляют в Управление Росреестра по Республике Карелия материалы проверок в случае выявления признаков административного правонарушения в области земельного законодательства. По результатам рассмотрения материалов, направленных муниципальным инспектором, государственным инспектором Управления Росреестра по Республике Карелия выносятся процессуальные решения.
В свою очередь Управление Росреестра по Республике Карелия направляет в органы местного самоуправления материалы своих проверок в случае выявления правонарушений в виде самовольного занятия земельного участка, которые обнаружены на муниципальных землях, либо на земельных участках государственная собственность на которые не разграничена. В итоге органы местного самоуправления принимают меры путем предъявления иска в суд по освобождению самовольно занятых земельных участков, о взыскании недополученных доходов в местные бюджеты за период фактического пользования земельными участками, а также о принудительном прекращении права (об освобождении земельных участков).
Проводя разъяснительную работу с органами местного самоуправления, Управление Росреестра по Республике Карелия акцентирует внимание муниципальных земельных инспекторов на возможности использования информационных ресурсов и сервисов, имеющихся в распоряжении Управления Росреестра по Республике Карелия и Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Карелия. Так, хорошим подспорьем в их деятельности является использование интернет - сервиса «Публичная кадастровая карта». Некоторые особо активные органы местного самоуправления уже получили ключи доступа к сервису «Запрос к Информационному ресурсу» для осуществления поиска и просмотра общедоступных сведений об объектах недвижимости, а также осуществления запросов из ЕГРП. Для осуществления муниципального контроля муниципальные инспекторы активно используют документы государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства на территории Республики Карелия держателем которого является Управление. Так, в Управлении имеется на бумажных носителях планово-картографический материал масштаба 1:10 000 практически на всю территорию республики, а также землеустроительные дела на земельные участки, поступившие в госфонд данных до 2008 года. Кроме того, в Управлении имеются правоудостоверяющие документы на земельные участки, права на которые зарегистрированы до 1998 года, имеющие равную юридическую силу с записями в ЕГРП.
Среди приоритетных задач Управления Росреестра по Республике Карелия - построение эффективного механизма взаимодействия с органами местного самоуправления в рамках обеспечения правового режима использования земель всех категорий.
Скорик Юлия Александровна
Главный специалист-эксперт
отдела государственного земельного надзора
Управления Росреестра по РК