Одной из основных задач Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) является повышение качества оказания государственных услуг населению. Важнейшим шагом для решения данной задачи стал переход к предоставлению услуг в электронном виде. В мае 2010 года начал свою работу интернет-портал Росреестра. Он предназначен для оказания государственных услуг в сфере регистрации прав на недвижимое имущество и кадастрового учета в электронном виде. На сегодняшний день портал является комплексным информационным ресурсом, где можно получить не только полные сведения обо всех офисах Росреестра на территории Российской Федерации: адресах, контактных телефонах, но и необходимую справочную информацию по нормативной базе, пакету документов.
С помощью портала Росреестра заявители могут:
- записаться на прием в любой из офисов Росреестра;
- воспользоваться публичной кадастровой картой;
- подать заявление о постановке на кадастровый учет;
-подать заявление о государственной регистрации прав на объект недвижимости;
- подать запрос о предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав (далее – ЕГРП) и Государственного кадастра недвижимости (далее – ГКН);
-узнать, зарегистрировано ли право собственности на объект недвижимости;
- посмотреть, на какой стадии рассмотрения находится заявление;
-получить сведения о недвижимом имуществе (земельных участках, жилых домах, квартирах);
-получить справочную информацию по объектам недвижимости в режиме он-лайн;
-узнать о готовности документов, ранее поданных на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Одной из наиболее востребованных заявителями услуг, получаемых в электронном виде, на сегодняшний день является предоставление сведений, содержащихся в ЕГРП. Сведения из ЕГРП предоставляются физическим и юридическим лицам, а также органам государственной власти, органам местного самоуправления. Данный документ необходим заявителям для предоставления во многие учреждения, в том числе, при совершении сделок с объектами недвижимости: многие граждане хотят обладать информацией о приобретаемом объекте, например сведениями о наличии или отсутствии арестов, запрещений, ограничений и т.д.
Получение выписки в электронном виде, содержащей общедоступные сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости, – не сложное для заявителя дело: для этого даже не требуется обладать электронно-цифровой подписью (ЭЦП). Создание запроса происходит путем заполнения полей в специальной форме на портале Росреестра. Выписка из ЕГРП будет предоставлена в электронной форме и подписана ЭЦП специалиста Росреестра. Если же заявитель обратился с запросом в электронной форме о предоставлении сведений из ЕГРП ограниченного доступа, то в этом случае ему понадобится ЭЦП. Получать ее нужно в одном из удостоверяющих центров, заключивших соглашение с Росреестром. В настоящее время на портале размещен список удостоверяющих центров, прошедших необходимую сертификацию.
Для подачи запросов о предоставлении сведений из ЕГРП необходимо внесение платы. Исключение составляют органы государственной власти и местного самоуправления. Плату можно внести сразу с интернет-портала Росреестра с помощью сервиса «QIWI-кошелек», пополнить счет которого можно через терминалы оплаты за мобильную связь. Обращаем Ваше внимание, что теперь, обратившись в Управлении Росреестра по Республике Карелия, выписку из ЕГРП в электронном виде можно получить за 2 рабочих дня, что гораздо быстрее и дешевле, чем на бумажном носителе.
В ноябре 2012 года в эксплуатацию Росреестром был введен новый сервис, который еще более расширил рамки этой услуги, – «Запрос к информационному ресурсу». Данный сервис предназначен для обеспечения возможности пользователям самостоятельно в течение года в любое время суток осуществлять поиск и просмотр общедоступных сведений по заявленному количеству объектов в режиме on-line, а также запрос и копирование сведений ограниченного доступа (в объеме выписки из ЕГРП) об объекте недвижимости.
Работа с сервисом доступна только пользователям, обладающим действующим ключом доступа, который представляет собой определенный набор знаков. Он может быть получен при обращении в территориальный орган Росреестра и выдается на бумажном носителе или по электронным каналам. В первую очередь доступ к информационному ресурсу представляет интерес для тех, кто запрашивает большое количество информации о субъектах права, либо об объектах недвижимости.
Указанная услуга является платной (за исключением тех органов и организаций, которые в соответствии с действующим законодательством от платы освобождены). Размер платы зависит от объема запрашиваемой информации. К примеру, для физических лиц справочная информация о 100 объектах обойдется в 250 рублей, о тысяче объектов – 1000 рублей и т. д.
Некоторые из заявителей территориальных отделов Управления Росреестра по Республике Карелия в процессе обращения за государственной регистрацией уже имели возможность оценить преимущества электронного формата. Это – экономия времени, так как в этом случае сокращается количество посещений офисов отделов, денег (размер платы за документ, полученный в электронном виде, меньше, чем на бумажном носителе), а также сокращение сроков предоставления информации и т.д. К сожалению, граждане не всегда знают об этих возможностях или знают, но не привыкли использовать для этих целей интернет.
Внедрение Росреестром услуг в электронном виде – это выполнение современных требований, оптимизация процесса предоставления услуг, бережное и уважительное отношение к временным затратам заявителей.