По мнению председателя наблюдательного совета НИИ Корпоративного и проектного управления Эльдара Джураева, российским крупномасштабным проектам, таким как программа развития Крыма и Севастополя, не хватает регулярного мониторинга. Эксперт уверен, что контроль позволит вовремя идентифицировать возможные рисковые ситуации при реализации крупных инфраструктурных проектов Крыма на всех уровнях управления – от операционного до стратегического.
Проект федерально-целевой программы развития Крыма и Севастополя до 2020 года, находящийся на рассмотрении в Правительстве РФ, подразумевает реализацию крупных инфраструктурных проектов. В частности, строительство собственных электростанций, развитие газотранспортной системы и инженерной инфраструктуры, совершенствование транспортного комплекса полуострова, модернизацию социальной сферы, строительство федерального университета и формирование международного центра образования. Сегодня в рамках программы развития Крыма уже согласована реализация ряда крупномасштабных проектов – например, таких, как мост через Керченский пролив.
По мнению г-на Джураева, проекты развития Крыма представляют собой масштабную задачу в рамках перехода экономики страны к программно-целевому управлению (ПЦУ) в соответствии с бюджетным посланием Президента РФ В.В. Путина. Методы ПЦУ, используемые в рамках стратегического развития Крыма, позволяют обеспечить долгосрочную сбалансированность и прозрачность принимаемых решений, а вместе с этим установить взаимосвязь поставленных целей и реальных бюджетных ограничений.
- Эффективным инструментом в рамках достижения поставленных задач может стать проведение регулярных мониторингов, - уверен Эльдар Джураев. - На практике каждый второй проект сталкивается с проблемой нарушения установленных сроков. Причины зачастую состоят в отсутствии достаточного количества материальных, в том числе финансовых, и человеческих ресурсов. В результате это приводит к затягиванию сроков строительства, либо к увеличению базовой проектной сметы. Дело в том, что проблемы проекта, как правило, не лежат на поверхности и выявляются уже в процессе реализации, а каждая проблема – это незапланированные стоимостные и временные издержки.
В рамках перехода к ПЦУ особо важным считает г-н Джураев необходимость повышения качества управления проектами и программами, особенно в части дисциплины финансирования и согласования между заказчиками и исполнителями графиков произведения взаиморасчетов.
- Пример из недавней практики: работы выполняются субподрядной организацией. На вопрос заказчика в адрес исполнителя, почему не завершено выполнение ряда работ, от субподрядной организации поступает ответ, что со стороны заказчика до настоящего момента не оплачены выполненные полгода назад работы. В результате рассмотрения вопроса о срыве сроков начинаются несвоевременные управленческие воздействия, однако практически все проблемы проекта можно было предвидеть еще на старте, и реагировать на них оперативно, если бы на каждой стадии в управленческие структуры поступали адекватные отчеты, – констатирует Джураев. - Я уверен, что если такой стратегически важный проект, как Керченский мост вести с учетом всего вышесказанного, то он обязательно станет успешным и знаменательным проектом в новой истории Крыма.