С августа 2012 года Кадастровая палата Курганской области приступила к реализации Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в соответствии с которым орган кадастрового учета, при оказании госуслуг, не вправе требовать от заявителей предоставления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Следует отметить, что в порядке межведомственного взаимодействия Кадастровая палата может запросить следующие документы:
1) решение об отнесении земельного участка к землям определенной категории;
2) решение об установлении вида разрешенного использования земельного участка;
3) решение о переводе жилого помещения в нежилое или о переводе нежилого помещения в жилое;
4) разрешение на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости;
5) решение о присвоении адреса объекту недвижимости.
При этом заявитель может по собственной инициативе представить данные документы в орган кадастрового учета.
Число межведомственных запросов, направляемых в органы местного самоуправления, постоянно возрастает. Так, за пять месяцев 2012 года было направлено 423 запроса, в 2013году – 990 и за пять месяцев текущего года – 748.
Статистика направляемых запросов в 2014 году такова:
- об адресе объекта недвижимости – 197;
- о категории земель, к которой отнесен земельный участок – 254;
- о разрешенном использовании земельного участка – 278;
- о назначении здания – 19.
Хочется обратить внимание на срок предоставления ответа на запрос, который не должен превышать пять рабочих дней со дня поступления запроса в орган или организацию, предоставляющие документ или информацию (ч.3 ст.7 № 210-ФЗ). Однако данные сроки не всегда соблюдаются органами местного самоуправления: за период с 01.03.2014 по 30.05.2014 на 121 запрос ответы поступили с нарушением установленного срока.
Законодательством предусмотрено направление межведомственного запроса как в форме документа на бумажном носителе, так и в электронном виде с использованием портала Росреестра. В 2013 году Кадастровой палатой осуществлялось тестирование средств межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Его цель – отработать механизм получения необходимых для оказания государственных услуг сведений, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Преимущество направления запросов в электронном виде очевидно – это сокращение срока оказания государственных услуг. Однако тестирование СМЭВ не дало положительных результатов, в связи с чем, сегодня оно в работе не используется. Таким образом, запросы направляются только форме документа на бумажном носителе.
Важно, чтобы заявители знали о своем праве не представлять перечисленные выше документы и о возможности их запроса органом кадастрового учета в порядке межведомственного взаимодействия, что в конечном итоге избавит граждан от сбора справок, очередей и приведет к комфортному и оперативному получению государственных услуг.