В среднем лишь 5-10% квартир в новостройках Новой Москвы и ближнего Подмосковья реализуются уже после ввода дома в эксплуатацию, утверждают эксперты компании «Домус финанс», а разница в стоимости жилья на этапе «котлована» и финальном может достигать 25%.
По данным «Домус финанс» порядка 15-20% квартир в новостройках эконом- и комфорт-класса реализуются еще на этапе «котлована» и при монтаже нижних этажей здания; 35-45% - при возведении средних и верхних этажей. Когда в ЖК начинаются отделочно-фасадные работы, в продаже в среднем остается менее половины предложения, а после ввода дома в эксплуатацию – не более 10%.
«Все, конечно, зависит от класса и характеристик конкретного жилого комплекса, ценовой политики застройщика и стратегии продаж, - комментирует руководитель управления маркетинга и рекламы компании «Домус финанс» Инна Пак. – При этом многие застройщики на старте проекта хотят обеспечить быстрый приток денежных средств для финансирования дальнейшего строительства. В этом случае объект выводится на начальном этапе по минимальной стоимости, и, соответственно, на раннем этапе за счет низких цен может быть реализовано гораздо больше квартир, на поздних же – меньше».
Есть и противоположная стратегия, когда основной целью девелопера является максимизация прибыли. В таких случаях проект либо выводится в продажу на высокой стадии готовности, либо на начальных этапах устанавливается цена, существенно превышающая среднерыночную. При такой схеме реализации основной объем сделок приходится на поздние стадии или на период после ввода объекта в эксплуатацию.
«Понятно, что это, так сказать, «голые» стратегии. На всех этапах существенно влиять на объемы реализованных квартир могут самые разные факторы, от рекламных до внешнеполитических», - подчеркивает эксперт.
В целом, по данным аналитиков «Домус финанс», в подмосковном сегменте эконом- и комфорт-класса c начала строительства жилого комплекса до момента сдачи его в эксплуатацию цена квартиры вырастает на 20-25%. «Есть и более успешные проекты, где рост стоимости жилья за время возведения дома может достигать 30%. Тем не менее, большинство покупателей все-таки опасается вкладываться в «котлован», предпочитая дожидаться появления, как минимум, средних этажей. Именно поэтому почти половина продаж приходится именно на этот нейтральный строительный период», - резюмирует Инна Пак.