Государственный мониторинг земель представляет собой систему наблюдения за состоянием земель. Мониторинг охватывает все, без исключения, земли, в не зависимости от формы их собственности, целевого назначения и характера эксплуатации. Общие задачи мониторинга земель определены Земельным кодексом как: своевременное выявление изменений состояния земель; оценка этих изменений; прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении, устранении последствий негативных процессов; обеспечение граждан, органов, организаций информацией о состоянии земель. Можно сказать, что мониторинг – это одновременно мера предупредительного, текущего и последующего контроля.
В зависимости от территориального охвата мониторинг земель подразделяется на федеральный, региональный и локальный (местный). Федеральный мониторинг охватывает всю территорию России, региональный – территории, ограниченные физико-географическими, экономическими, административными и иными границами. Локальный мониторинг ведется на объектах ниже регионального уровня, вплоть до территорий отдельных землепользователей. Работы по мониторингу земель, связанные с изучением состояния и использования земель осуществляются подрядными организациями на конкурсной основе и могут проводиться с использованием:
а) дистанционного зондирования (съемки и наблюдения с космических аппаратов, самолетов, с помощью средств малой авиации и других летательных аппаратов);
б) сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарных и иных участков, межевых знаков и т. п.;
в) наземных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);
г) соответствующих фондов данных.
Данные мониторинга применяют для вынесения решений о возможном размещении того или иного объекта, определении разрешенных видов землепользования, то есть служат предупреждению такого землепользования, которое способно привести к ухудшению земель. С помощью мониторинга стало возможным выявление правонарушений, связанных с загрязнением, заражением и иными видами деградации земель. В таких случаях данные мониторинга служат доказательством при привлечении нарушителей к ответственности.
Ведение мониторинга земель является одной из функций Росреестра. В соответствии с данными государственной статистической отчетности Управления Росреестра по Республике Хакасия площадь земельного фонда Республики Хакасия на 1 января 2014 года составляет 6156,9 тыс. га. В состав земельного фонда республики входят 7 категорий земель. Площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет 1887,1 тыс.га; земель населенных пунктов – 69,2 тыс.га; земель промышленности – 39,7 тыс.га; земель особо охраняемых территорий и объектов – 268,4 тыс.га; земель лесного фонда – 3656,7 тыс.га; земель водного фонда – 74,9 тыс.га; земель запаса – 160,9 тыс. га.
В настоящее время в государственном фонде данных Управления Росреестра по Республике Хакасия хранятся материалы, полученные в ходе проведении мониторинга прошлых лет (отчеты о наличии и распределении земель, материалы почвенных обследований по хозяйствам Республики Хакасия, выполненные в 1993-2001 гг.).
В целом в Республике Хакасия программа по государственному мониторингу земель, в рамках которой выполнялись работы по наблюдению за состоянием почв, земель различных категорий, образованием оврагов и прочие виды работ, была утверждена в 1993 году на 1993-1995 гг. В настоящий момент какие-либо программы по государственному мониторингу земель на территории Республики Хакасия отсутствуют.
В целях осуществления сбора данных, необходимых для проведения государственного мониторинга земель, Управление в начале каждого года направляет соответствующие запросы в различные министерства и ведомства, а также организации. На основе собранных материалов Управлением производится систематизация источников информации, а также анализ полученных сведений о состоянии и использовании земель в Республике Хакасия. В основном в число предоставленных материалов входили результаты лабораторных исследований образцов почвы территорий некоторых муниципальных образований республики, а также организаций (целью данных исследований было установление уровня загрязнения почв химическими веществами, захламления территории). Данные, полученные в ходе проведения мониторинга земель, систематизируются, накапливаются и хранятся в фонде данных землеустройства, а также ежегодно обобщаются и используются для подготовки ежегодного доклада о состоянии и использовании земель в Республике Хакасия. Этот доклад, в свою очередь, является составной частью Государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации.