27 мая делегация Некоммерческого Партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники» во главе с Президентом НП «ОПЖТ» - старшим вице-президентом ОАО «РЖД» Валентином Гапановичем посетила крупнейшее в Алтайском крае вагоностроительное предприятие ОАО «Алтайвагон». Встреча состоялась в рамках проведения Международной научно-практической конференции НП «ОПЖТ» совместно с ОАО ХК «СДС-МАШ», посвященной теме: «Грузовой подвижной состав. Жизненный цикл от проектирования до утилизации».
В рамках программы делегаты ознакомились с производством грузового подвижного состава на заводе, насчитывающим 70-летнюю историю.
По словам вице-президента по машиностроительной отрасли ЗАО ХК «СДС» Дмитрия Медведева, производственные мощности предприятия рассчитаны на выпуск 9000 грузовых вагонов в год. Кроме того, на предприятии возможно проведение ремонта грузового подвижного состава до 1 500 единиц в год.
В рамках принятой в 2006 году комплексной программы технического перевооружения завода на предприятии реализован ряд масштабных инновационных проектов.
В первую очередь, это автоматизированная линия по производству роликовых колесных пар. Проект был запущен в 2010 году и рассчитан на производство 36000 колесных пар в год.
«Уникальность линии, 80 процентов которой составляет оборудование компании «Niles Simmons Hegenscheidt GmbH», заключается в том, что управление процессами изготовления колесных пар, их маркировки и идентификации, осуществления геометрического и неразрушающего контроля выполняется через центральный компьютер. Такая схема управления позволяет фиксировать и сохранять параметры оси, колеса и колесной пары на всех стадиях технологической цепочки и свести к минимуму влияние человеческого фактора. Линия позволяет изготавливать колесные пары различной конструкции, в том числе и для тележки с нагрузкой 25 тонн на ось. Общая стоимость проекта составила около 1,5 миллиарда рублей, а окупаемость – около 5 лет», - отметил Дмитрий Медведев.
Автоматизированная линия, установленная на ОАО «Алтайвагон», представляет собой образец современного, высокого машиностроительного уровня. В Западной Сибири аналогов ей нет.
Кроме того, в рамках визита делегация НП «ОПЖТ» посетила Испытательный центр технических средств железнодорожного транспорта. Этот крупный проект также был создан на базе ОАО «Алтайвагон».
По словам вице-президента по машиностроительной отрасли ЗАО ХК «СДС» Дмитрия Медведева, Испытательный центр – это стратегическое предприятие не только для Алтайского края, но и для других регионов России и стран ближнего зарубежья.
На сегодняшний день услуги предприятия востребованы в Восточной и Западной Сибири, на Дальнем Востоке, а также в Средней Азии.
Основными контрагентами испытательного центра стали такие крупные предприятия, как ОАО «Рузхиммаш», ОАО «Трансмаш» (г.Энгельс), ОАО УК «Брянский машиностроительный завод», Барнаульский вагоноремонтный завод, Саранский вагоноремонтный завод, ЗАО «Могилевский вагоностроительный завод», а также вагоностроительные и вагоноремонтные предприятия Казахстана и Узбекистана.
Испытательный центр оснащен уникальным для России оборудованием. В прошлом году оно было дополнено универсальной машиной MTS (США), позволяющей создавать нагрузку в трех плоскостях с показателями максимального давления по вертикали до 200 тонн, а по вспомогательным направлениям до 100 тонн. «Это позволяет максимально качественно и эффективно проводить исследования ходовых частей пассажирских и грузовых вагонов, а также исследовать металлопродукцию машиностроения», - подчеркнул Дмитрий Медведев.
Среди реализованных на «Алтайвагоне» проектов также можно выделить роботизацию сварочных работ на одном из участков рамно-заготовительного цеха. В 2012 году два универсальных сварочных робототехнических комплекса японской компании Fanuc были установлены на позиции изготовления крышек люков для полувагонов.
Сварка деталей осуществляется в специально спроектированной для этой операции пневмомеханической оснастке (кондукторе). «Система поиска сварного соединения на базе лазерного сенсора с высокой точностью и скоростью обнаруживает место наложения сварного шва и корректирует работу комплекса в зависимости от его смещения от эталонного положения», - рассказал участниками конференции представитель завода.
Расчетная производительность одного роботизированного комплекса составляет 40 люков в смену. Для сравнения выработка одного квалифицированного сварщика – 9 люков.
По словам вице-президента по машиностроительной отрасли ЗАО ХК «СДС» Дмитрия Медведева, на сегодняшний день ОАО «Алтайвагон» играет роль градообразующего и бюджетоообразующего предприятия для Новоалтайска.
По словам Президента НП «ОПЖТ» Валентина Гапановича, практика подобных выездных встреч предоставляет участникам конференции прекрасную возможность для обмена накопленным опытом в области транспортного машиностроения.
Работа Международной научно-практической конференции НП «ОПЖТ» будет продолжена.
Новоалтайск Алтайского края является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.